Гео-Образование
Рубрика: Урок географии 5 класс

Методы географических исследований

Содержание

    Методы географических исследований

    Ключевые понятия:

    • методы географических исследований             
    • ГИС         
    • источники географической информации

    Для изучения окружающей среды географы используют различные методы изучения. Часто их используют в комплексе (например, метод наблюдения тесно связан с описательным методом).

    Методы географических исследований — это способы изучения объектов, явлений и процессов.

    Метод описания — один из древнейших методов, который существует уже более 2 тыс. лет. В результате путешествий и полевых исследований собиралось определённое количество сведений о географических объектах, явлениях, процессах. После сбора или накопления достаточного количества информации о том или ином географическом объекте, явлении, процессе приступали к анализу этой информации, составляя подробные описания.

    Метод наблюдения. Наблюдение можно проводить непосредственно на местности, а можно в лаборатории. Этот метод позволяет выявлять признаки наблюдаемых природных и социальных объектов и явлений.

    Метод сравнения представляет собой сопоставление разных свойств изучаемых объектов. Сравнение позволяет выявить количественные или качественные сходства и различия изучаемых объектов.

    Статистический метод. Учёные собирают разнообразную информацию о географических и социальных объектах, о населении. На основе статистических данных могут быть составлены разнообразные карты. Статистическая информация может быть оформлена в виде таблиц, графиков, диаграмм.

    Материки

    Площадь,

    млн км²

    Средняя высота

    над уровнем моря, м

    Африка

    30

    750

    Австралия

    7,6

    350

    Антарктида

    14

    2 400

    Северная Америка

    24

    720

    Южная Америка

    18

    580

    Евразия

    54

    840

    Статистическая таблица 

    Диаграмма

    Картографический метод изучения. Можно изучать географические объекты и явления с помощью имеющихся карт, а можно составлять новые карты, тем самым изучая объекты и явления. Таким образом, карта может служить источником получения нового знания об объекте или явлении, так и результатом проведенных исследований. 

    Карта Каспийского моря

    Аэрокосмический метод — исследование и картографирование земной поверхности с помощью воздушных или космических аппаратов.

    Геоинформационный метод использует статистические сведения, полученные с помощью космических спутников. При помощи этого метода создают геоинформационные системы.

    Географическая информационная система (ГИС) — это взаимосвязь всех этапов получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации в виде электронных карт.

    В результате применения того или иного метода географического исследования создаются многочисленные источники географической информации.

    Источники географической информации — это источники, в которых представлена информация о географических объектах, процессах и явлениях. 

    К основным источникам географической информации относят: 

    • путеводители; 

    • географические карты и атласы; 

    • справочники, учебники, энциклопедии; 

    • космические снимки;

    • специальные компьютерные программы (ГИС), электронные средства обучения;

    • Интернет;

    • книги, статьи журналов и газет;

    • телевидение, радио.

    ИТОГИ
    • Для получения географической информации используют разные методы: описания, наблюдения, сравнения, картографический, статистический, аэрокосмический, геоинформационный и др.
    • Результатом использования любого метода является сбор информации, которая может быть представлена в разной форме и на разных носителях: бумажных и электронных, в виде карт, книг, энциклопедий, справочников, статей в газете или журнале, Интернет сайтов, компьютерных программ, теле- или радиопередач. С помощью всех этих источников мы получаем информацию о географических объектах, процессах и явлениях.


     


    Поделиться в:

    Категория: Урок географии 5 класс | Источник материала
    Всего комментариев: 0
    avatar