Практическая работа №7. "Характеристика локального природного комплекса" Цель работы: составить характеристику локального природного комплекса по плану, показать взаимосвязь между компонентами природного комплекса.
Задачи:
- изучить разнообразие локальных природных комплексов;
- составить характеристику участка локального природного комплекса по плану;
- показать взаимосвязь между компонентами локального природного комплекса.
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия базовые исследовательские действия
- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
б) универсальные коммуникативные действия
совместная деятельность (сотрудничество)
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
2. Предметные результаты
- объяснять взаимосвязи компонентов природы в природнотерриториальном комплексе;
- применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения:
-объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса.
Оборудование: планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (ручка) для записи и рисунков; целлофановые пакеты для взятия образцов почв и горных пород. Географический атлас своего региона.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с различными природными комплексами, расположенными в окрестностях образовательной организации / населённого пункта (лес, луг, овраг, болото, берег озера, пойма реки и др.).
2. Выберите для изучения участки природных комплексов, расположенных в окрестностях образовательной организации;
3. Распределитесь по группам для описания участков отдельных природных комплексов (участок леса; участок луга или участок болота и др.).
4. Определите состав компонентов природного комплекса;
5. Выявите особенности каждого компонента природного комплекса;
6. Дайте описание природного комплекса по типовому плану;
7. Объясните особенности компонентов природы природного комплекса.
8. Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природного комплекса:
- о влиянии рельефа, горных пород, климата и характера увлажнения почвы на природный комплекс;
- о влиянии почвы на растительный и животный мир комплекса;
- о влиянии друг на друга растительного и животного мира.
9. Обсудите процесс и результат совместной работы по составлению характеристик участков различных локальных природных комплексов.
План описания природного комплекса
Географическое положение. Направление от школы / населённого пункта.
Состав компонентов природного комплекса (климат; растительность; животный мир; рельеф; почвы; воды).
Описание компонентов неживой природы:
–описание рельефа:
тип рельефа (равнинный, холмистый, равнинно - эрозионный и т. п.), относительные высоты,
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
формы рельефа (по общей форме поверхности: горизонтальные равнины; наклонные равнины; вогнутые равнины и занимаемые ими площади),
форма и крутизна склонов,
наличие оврагов, обрывов, промоин,
антропогенные формы рельефа (карьеры, насыпи, выемки, курганы и т.п. (при наличии).
- горные породы, слагающие поверхность:
Осадочные (обломочные, органические, химические):
обломочные: щебень, галька, гравий и песок.
органические: известняки, торф.
химические: соль, гипс.
Метаморфические:
глинистый сланец
- воды: поверхностные, грунтовые:
реки: название, ширина, глубина, направление и скорость течения, грунт дна; наличие бродов и переправ; характеристика поймы: наличие старых русел, пойменных озер.
болота: занимаемая площадь, проходимость, растительность, наличие осушительных канав.
озера: конфигурация и размеры, характер склонов озерных котловин.
гидротехнические сооружения: наличие мостов, паромов, наличие родников и колодцев.
- тип почв:
дерново-подзолистые почвы,
болотно-подзолистые почвы,
подзолы,
аллювиальные (по долинам рек),
болотные почвы (на плоских водоразделах и заболоченных низинах).
Описание компонентов живой природы:
- растительный мир:
жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы),
разнообразие (мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые) типичные представители.
- животный мир:
разнообразие,
типичные представители.
Особенности природного комплекса.
Использование компонентов природного комплекса человеком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Охрана природных компонентов комплекса.
Форма представления результатов практической работы: текстовая работа (доклад) и графическая работа (профиль, карта).
Поделиться в:
Скачать файл
