Гео-Образование
Рубрика: География / Публикации

СТАРТОВАЛА КОМПЛЕКСНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РГО НА СЕВЕРНУЮ ЗЕМЛЮ

Содержание

    Началась Комплексная исследовательская совместная экспедиция РГО и Северного флота на архипелаг Северная Земля. Участники экспедиции посетят не только Северную Землю, но и архипелаги Земля Франца-Иосифа, и Новая Земля. Экспедиция продлится до середины октября.

    Экспедиция стартовала из поселка Мишуково Мурманской области на судне «Ромуальд Муклевич» Гидрографической службы Северного флота. Она посвящена сразу четырем юбилейным датам: 290-летию Северного флота, 150-летию открытия Земли Франца-Иосифа, 110-летию открытия Северной Земли и 100-летию Северной географической экспедиции.

    Перед научными группами, сформированными из представителей Северного флота и Русского географического общества, поставлен обширный круг научных и исследовательских задач. Научный руководитель экспедиции, начальник отдела гидрографической службы Северного флота, капитан первого ранга Алексей Корнис объясняет:

    Для пополнения банков океанографических данных предстоит изучение гидрологического режима моря Лаптевых, Баренцева и Карского морей; предполагается произвести съемку рельефа дна в малообследованных районах арктических архипелагов. Необходимо решить ряд задач, связанных с исследованием полей Мирового океана для изучения полей распределения скорости звука в морской воде, температуры, солености, глубин, а также ряда других параметров по маршруту перехода и в назначенных районах.

    Также участники экспедиции соберут сведения, позволяющие обновить навигационные карты. Если информация на картах устаревает (например, маяк перестал существовать или же изменилась береговая линия), это может стать для судоводителя причиной неправильных управленческих решений, которые могут привести к самым печальным последствиям. Конечно, есть спутниковые снимки, по ним можно понять многое, но не все. Каждый снимок всегда подвергается процессу простого или сложного дешифрирования, полученные таким образом данные потом, как говорят картографы, «ложатся на карту». Эта информация строго определенного направления. Из космоса можно увидеть залёжки моржей, но для судоводителя это знание второстепенно, а вот выявленный навигационный ориентир — наоборот.

    Снимок — это важная составляющая часть работы картографа, но это не панацея, — отмечает Алексей Корнис. — Выявленная характерная точка на поверхности может быть хорошо читаема из космоса, а для судоводителя, который оценивает мир не вертикально, а горизонтально, она таковой может быть не всегда. Высадка на берег или осмотр побережья с судна позволяет упорядочить спутниковую информацию по степени важности — карта не должна быть перегружена, но значимые для пользователя особенности не могут быть упущены. Иногда найденный объект надо «потрогать», увидеть своими глазами, чтобы сделать не скороспелый, а взвешенный вывод.


    Земля Франца-Иосифа. Фото: Леонид Круглов

    Земля Франца-Иосифа. Фото: Леонид Круглов

    Также в ходе экспедиции будет испытана океанографическая техника, разработанная отечественными производителями, проведено изучение сигналов радионавигационных и спутниковых систем в акватории Северного морского пути.

    С одной стороны, такие исследования проводятся, чтобы понять, насколько данная система хорошо работает, оценить соответствие эталонного сигнала фактическому, а с другой — оценить ее пространственный и временной охват, — поясняет Алексей Корнис. — Проще говоря, выявить зоны уверенного и неуверенного приема сигналов в зависимости от географического положения, например в разных частях Северного морского пути, и временных параметров — времени суток или сезона. Эта информация потом обобщается и доводится до мореплавателей.

    Планируется провести обследование мест, связанных с первооткрывателями — гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, исследователями Северной Земли Николаем Урванцевым и Георгием Ушаковым, а также австро-венгерской экспедицией на судне «Тегетхоф». В ходе экспедиции будут проводиться поисковые работы. В акваториях Баренцева и Карского морей исследователи постараются найти суда, потопленные в ходе Великой Отечественной войны, точное местоположение которых пока не установлено: сторожевой корабль «Бриллиант», тральщики Т-120, Т-911, Т-896, транспорты «Куйбышев», «Диксон», «Архангельск», «Сергей Киров», а также четыре транспорта конвоя PQ-17: «Олопана», «Хателбери», «Джон Уизерспун», «Алькоу Рейнджер».

    В экспедиции участвует съемочная группа под руководством режиссера-документалиста, путешественника, исследователя Леонида Круглова, целью которой является создание финальной части новеллы про историю открытия российских арктических архипелагов.

    Для меня основная задача — попасть на Северную Землю, куда мы пытались пробиться несколько раз в составе разных экспедиций, но из-за сложной ледовой обстановки высадиться на нее не удалось ни разу, — говорит Леонид Круглов. — На данный момент проведены экспедиции и отсняты все архипелаги Арктики. Осталась Северная Земля, открытие которой стало последним великим географическим открытием в мире. Этот архипелаг всегда был труднодоступен, закрыт ледовыми полями. Нам предстоит преодолеть множество трудностей. Надеюсь, что это удастся, и, таким образом, в нашем проекте документального фильма «В Арктику», который выйдет в феврале 2024 года на широкие экраны, мы поставим точку.


    Северная Земля. Фото: Леонид Круглов

    Северная Земля. Фото: Леонид Круглов

    Судно «Ромуальд Муклевич», на котором исследователи отправились в экспедицию, принято в состав ВМФ в 1991 году. Этот период был не самым лучшим как для гидрографической службы, так и страны в целом, поэтому его долго можно было увидеть «у стенки». По поводу судна даже шутили — это «плавгостиница».

    Но, по словам Алексея Корниса, все изменилось после ремонта и модернизации на Кронштадтском морском заводе. Судно значительно нарастило свои исследовательские возможности, а потому походы стали для него не исключением из правил, а обычной работой. Именно поэтому «Ромуальд Муклевич» стал одним из основных участников комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». С использованием его технических средств были найдены затонувшие английские корабли — эсминец «Матабеле» и корвет «Блюбелл», сторожевой корабль «Пассат», недавно погибший траулер «Онега» и еще более десятка кораблей и судов, которые еще предстоит идентифицировать.

    Ситуация в Арктике во многом определяется границами распространения льдов. Бывает, что весь Северный морской путь абсолютно свободен ото льда, и тогда даже скромная яхта может пройти по нему от Мурманска до бухты Провидения совершенно свободно. Например, такие благоприятные условия были в 2012–2015, 2019 и в 2020 годах.

    К сожалению, спутниковые снимки на текущий момент показывают, что, например, архипелаг Северная Земля практически полностью окружен льдами, поэтому у судна неледового класса, а именно таким является «Ромуальд Муклевич», в некоторые интересующие нас места просто нет возможности пробиться, — делится Алексей Корнис. — Правда, мы все еще надеемся, что подуют ветра нужных нам направлений и ситуация изменится. Если все получится, как задумано, у нас будут интересные результаты и по географии, и по истории.


    Поделиться в:

    Категория: География / Публикации | Источник материала
    Всего комментариев: 0
    avatar