Наш город в первой половине XIX века больше походил на деревню, в том числе и касательно дорог…
Только при начальнике области генерале Г. Еммануеле, будет принято распоряжение об устройстве тротуаров и сточных канав у каждого двора, а на Большую улицу завезут щебень (пр. К. Маркса).
С 1840-ых годов мостить городские улицы начали активнее, но проблема оставалась острой. По весне и осени, когда грунтовые воды поднимались, наши дороги размывались и проехать было сложно, а город ведь транзитный…
И только в 1860 году, с Урала доставляют 16 чугунных катков, кувалды и все нужные инструменты. Извозчики доставляли на участки улиц каменные плиты, бутовый камень, щебень и песок. Дороги стали класть на улицах по установленным в то время нормам, с ливневыми и сточными канавами.
Но, чем дальше от крепости, тем меньше мощённых улиц было. Об этом жаловались жители в управу и газеты. Вот, что пишет Коста Хетагуров в своей газетной колонке: «Кто из ставропольских обывателей наиболее знаком с Желубянской улицей? Извозчики и дрогали. Первые-потому, что ломают на этих улицах свои экипажи, а вторые-потому, что, увязнув в грязи со своими дрогами, тщетно взывают к прохожим о помощи. Желубянские обыватели подавали-подавали в городскую управу слезные прошения о необходимости замощения их улицы и подавать устали. А управа молчит…».
В начале XX века улицы начали мостить кубанским галечником и обработанным ракушечником. Иван Егоров писал: «Мостовые клали, как бы готовясь сопротивляться любому землетрясению». Такие мощённые улицы были как броня! Защищали от ливневых оползней и пыли.
Время идёт, у нас асфальтированы дороги, но на маршруте «Губернские калитки» мы с вами ещё можем пройтись по мощенной улочке, где камни отполированны временем и подошвами с XIX века…
Поделиться в: