Гео-Образование
Рубрика: Презентации по географии
План характерирстика города Перми

Содержание

    План характеристика города Перми.
    Оценка ЭГП.
    Пермь - один из крупнейших городов Урала, областной центр. Это первый в Европе город с миллионным (1 026,8 тыс. чел. в 1999 г.) населением, который встретит солнце третьего тысячелетия. Европа начинается с Перми - город расположен у подножия Уральских гор, разделяющих Европу и Азию. Пермь - крупнейший город Прикамья, центр пермской области. Город расположен на реке Каме, в географической зоне, называемой "Вятко-Камская тайга". С точки зрения экономической географии, Пермь входить в состав Уральского экономического региона. Кама - четвертая по длине река Европы. Ее длина составляет 1805 км. Наш город является важным речным портом. Пассажирские теплоходы, грузовые суда и баржи приходят в Пермь с пяти морей. Наберажная Камы возле речного вокзала - одно из наиболее живописных мест.
    Сегодня Пермь - это крупнейший административный, промышленный, научный и культурный центр, расположенный в точке пересечения транспортных и коммуникационных сообщений, важный речной порт. Грузовые и пассажирские теплоходы, баржи попадают в Пермь из пяти европейских морей (Белое, Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское). Сеть железных и автомобильных дорог связывает область с соседними регионами Урала, Сибири, Дальнего Востока, европейской части России, с Москвой и Санкт-Петербургом. Регулярные авиаперевозки соединяют Пермь с 88 городами России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Вдоль Камы, перерезанной крупными водохранилищами (Камским и Воткинским), Пермь растянулась на 65 км цепью жилых, промышленных и зеленых зон и транспортной сетью. Город занимает территорию в 799 кв.км, уступая по этому параметру (среди российских городов) лишь Москве.
    При анализе положения города на Восточно- Европейской равнине можно назвать выгодным, т.к расположен в точке пересечения транспортных и коммуникационных сообщений, важный речной порт на реке Кама.
    Мезоположение - относительно выгодное. Окраинное положение является основным минусом ЭГП города.
    Микроположение - считается выгодным, т.к город расположен вдоль реки Камы и Камского водохранилища.
    История развития города.
    Своему рождению Пермь обязана медным рудам, найденным близ селения Муллы на речках Мулянке и Егошихе. В 1723 году в месте слияния рек Камы и Егошихи началось строительство медеплавильного завода. Выбрал место для строительства завода управляющий заводами Урала Василий Никитич Татищев. Он самолично снял план местности и составил проект строительства медеплавильного завода и горного поселения на Егошихе, послуживших впоследствии началом городу Перми. В ноябре 1780 года Екатерина П подписала указ: «Уважая выгодность Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города, мы повелели нашему действительному советнику и генерал-прокурору князю Вяземскому согласиться со владельцами того завода об уступке оного в казну... и через сие предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь...».
    Город обязан своим существованием В.Н.Татищеву (1686-1750), которого считают основателем Перми. Он был известным деятелем своего времени, сподвижником Петра Великого. Татищев был выдающимся горным инженером, историком и географом. В 1723 году именно он разработал проект и руководил строительством Егошихинского медеплавильного завода и основал заводской поселок возле речки Егошихи (или Ягошихи), притока Камы. Это положение начало нашему городу. Новый город получил название "Пермь" (данное слово по происхождению угро-финское) и стал губернским городом в соответствии с указом Екатерины II от 20 ноября 1780 года. Но еще в 1692 году была официально зарегистрирована деревня Брюхановка, располагавшая на Ягошихе. Ее можно назвать "праматерью" Перми. В 1923 году Пермь вошла в состав Уральской области, центром которой был Екатеринбург. В 1938 году наш город приобрел свой нынешний статус. Первым каменным (кирпичным) строением Перми был Петропавловский собор, построенный в 1764 году. В 1792 году в городе Перми была создана первая на Урале типография. В 1793 году открылась школа, а в 1800 году была основана духовная семинария. Первые два парохода появились на Каме, возле Перми, в 1817 году. Они были построены на Пожвинском заводе. Пароходы строили также на заводе братьев Каменских. В августе 1878 года в Перми состоялось торжественное открытие первого участка дороги, проложенной до Чусового. В октябре того же года открылось движение пассажирских поездов от Перми до Екатеринбурга. Прокладка впоследствии этой линии до Тюмени имела большое значение для развития экономики огромного края. В следующие годы железнодорожные магистрали соединяют Пермь с Котласом (1899 г.), открывается и сквозное движение от Петербурга до Перми (1905 г.), а затем вводится в строй новая линия Пермь - Екатеринбург через Кунгур (1909 г.) С тех пор еще более возрастает значение Перми как транспортного узла, где грузы с рельсовых путей переваливаются на речные суда и наоборот: водным путем из центра страны доставляются в Пермь, а отсюда следуют по железной дороге в Зауралье, Сибирь. Небезосновательно утверждение, что Пермь в конце 19 - начале 20 в. стала "транспортными воротами" не только Урала, но и Сибири.
    С конца 18-го по конец 19-го в.в. Пермь - важный этап на пути в Сибирь и Дальний Восток ссыльных, в том числе политических, а также место отбывания последними ссылки (М.М. Сперанский, А.И. Герцен, В.Г. Короленко и многих других), что способствовало росту демократических и революционных настроений горожан, стимулировало интеллектуальную жизнь в городе. В 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет построил механический завод, где изготовлялись речные буксиры. В 1875 году был изготовлен пермский царь-молот. Проекту гигантского 50-тонного молота, разработанному металлургом и механиком Н.В.Воронцовым (1833-1893), была присуждена высшая награда на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году (царь - молот был демонстрирован в 1923 году).
    Первый участок губернской железной дороги был построен в Перми в 1878 году. Мощный местный радиоузел вступил в строй в 1930 году. Камская гидроэлектростанция начала действовать в пятидесятые годы. Телецентр был построен в 1958 году. В конце 18 столетия самым ходким пермским товаром была соль, которую добывали в Пермской губернии, в Усолье и Соликамске. Говорят, что на пермской пристани грузчики таскали это "белое золото" на спине в огромных кулях, и их уши часто покрывались солью. Этим объясняется происхождение поговорки "пермяк - соленые уши".
    Пермь - XIX-XX век Пермь была центром Пермской губернии до 1923 года, Пермского округа - до 1938 года в составе Уральской (до 1934 года) и Свердловской областей. С октября 1938 года Пермь - областной центр Западного Урала. В 20-е - начале 30-х годов осуществлялась перестройка хозяйства на базе социалистических производственных отношений. Развитие города продолжалось. В 30-е годы строились заводы: авиамоторный, судостроительный, химические и др. В 40-е годы вводятся заводы агрегатный, велосипедный, телефонный, маргариновый, домостроительный комбинат, табачная фабрика. В 50-е годы - Камская ГЭС, нефтеперерабатывающий, целлюлозно-бумажный комбинаты, заводы кабельный, аппаратуры дальней связи, ТЭЦ-9. В 60-е годы - заводы приборостроительный, электротехнический, высоковольтных изоляторов, синтетических моющих средств, полиграфический комбинат, швейная фабрика, ТЭЦ-14, предприятия пищевой промышленности. В 40-80-е годы создается множество менее крупных предприятий почти всех отраслей производства. И сегодня в материальном производстве занято до 87% работающих. Действует около 150 предприятий преимущественно машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, а также деревообрабатывающей, бумажной, полиграфической, энергетической, легкой, пищевых и других отраслей промышленности, крупные строительные тресты. Флот Камского речного пароходства, 13 железнодорожных станций и два аэропорта связывают центр Западного Урала с 64 городами и населенными пунктами России, СНГ и с некоторыми зарубежными странами.
    Планировка и застройка города.
    В конце XVIII в. в России проводилась важная административная реформа. На Урале было выделено Пермское наместничество (в его состав входили Пермская и Екатеринбургская области, состоявшие из 16 уездов). Главным пунктом наместничества избрано поселение Егошихинского завода, которое с 1797 года становится центром Пермской губернии. С этим событием связан следующий период развития города (1781 - 1861 гг.). Пермь утрачивает значение горнозаводского центра, но в соответствии с конкретными экономическими условиями постепенно превращается в поселение с преимущественными транспортными, торговыми и административными функциями.
    Согласно генеральному плану, устраивается еще три площадки: площадь в самом центре города, которая в будущем должна была стать и, в конце концов, стала центральной площадью; затем площадь под Слудской горой и в симметрию площади Петропавловского собора, согласно принципу регулярности, площадь на западной окраине города. Прямоугольные кварталы нанесены без учета рельефа местности, очень жестко. Поэтому в дальнейшем, при развитии города, на территории, занятой жильем, оказались болота, реки Пермянка и Данилиха, ручьи Медведка и Стикс, что значительно ухудшило санитарно-гигиенические условия. На плане поясняется, как должны размещаться зоны каменногои деревянного строительства.
    Планы 1802 и 1808 гг., подписанные губернским землемером Андреем Даниловым, развивают композицию, заложенную в первом генеральном плане: Кама - основная ось, вдоль которой развивается город. Это было вполне оправдано, так как Пермь продолжала формироваться как основной транспортный и административный центр Урала.
    Рост города в первой половине XIX века зафиксирован планом 1825 г. Чертеж, подписанный землемерами Сущевским и Киттары, дает представление о дальнейшем формировании Перми - резерв территории позволил городу расти, не расширяя своих границ, до конца XIX века. Пермь по-прежнему оставалась деревянным городом и сильно страдала от огня. Особенно большими были пожары 1842 г. (сгорело 300 домов) и 1859 г. После пожаров город отстраивался заново. Постепенно развитие торговли и промышленности способствовало приливу денег в руки местных промышленников и в казну. Появляются мостовые, каменные дома строятся десятками, одно этажные превращаются в двух этажные, по обеим сторонам улиц, параллельно тротуарам, сажают деревья, появляется уличное керосиновое освещение (июль 1863 г.). Большое значение в благоустройстве набережной Камы имело проведение Уральской железной дороги в 1876 г. На набережной были построены красивые обширные каменные здания вокзала и управления горнозаводской железной дороги.
    Геометрическая сетка улиц разбивала весь город на однообразные кварталы без учета рельефа. Правда, был отражен изгиб Камы и очень сложный рельеф в районе Разгуляя (сетка кварталов там не совпадала с ориентацией улиц на остальной территории города).
    отмены крепостного права в 1861 г. наступает следующий этап в развитии экономики Перми (1861 - 1917). Организуются новые пароходные компании, строятся судостроительный и канатный заводы, фабрики, более мелкие промышленные заведения: число их к 1912 г. достигает 140. В последней четверти XIX в. железная дорога (ГорнозаводРезерв территории, намеченный планом 1825 г., исчерпан. Город продолжает расти в двух направлениях - в западном и южном (Сибирский тракт). Были выделены кварталы «назначенные для кожевенных и прочих заведений, смрад и нечистоту производящих» (район Заимки). Однако и этой территории было недостаточно: заводы начинают теснить жилую застройку на верхней набережной (механический, винный), на Сибирском тракте (фосфорный завод у реки Данилихи). Нижний берег Камы, разбитый на участки (до 80) и розданный в частное владение, весь застраивается складами, соляными амбарами, причалами. Уплотнение городской застройки шло не только за счет ликвидации площадей и незастроенных пустырей, но и внутриквартальных пространств. Сплошным фронтом идет обстройка улиц (например, Сибирской). Если в первой половине XIX в. почти каждый дом имел озелененный участок, что способствовало сохранению нормальных гигиенических условий, то теперь замкнутые по периметру кварталы лишились зелени, воздуха и солнца. Торговые предприятия загрязняли отходами внутреннее пространство кварталов. Город был благоустроен плохо: мощеные улицы появились лишь в 1877 г., электроосвещение - в 1901 г. Не лучше обстояло дело с водоснабжением и канализацией - были проложены всего 23 км водопроводных сетей в центральной части города, а канализацию имела лишь пятая часть из 10495 домов. Единственным видом городского транспорта были извозчики - городское управление так и не смогло решить вопрос перевозки жителей.
    Город развивался и в сторону деревень Данилихи и Гарюшки. Вдоль Камы возникает ряд поселений и предприятий: Левшино, Балмошная, суперфосфатный завод, Закамская слобода (торфоразработки), намечается место для порта в устье Мулянки. Кроме того, начинает застраиваться поселок лесоперерабатывающего завода, дачные места в Нижней и Верхней Курье, строятся также нефтесклады (против Гайвы) и шпалопропиточный завод. В результате этого территория города вначале XX в. значительно увеличилась. В конце XIX в. Пермь не имела перспективного генерального плана - строительство велось стихийно, без соблюдения элементарных требований благоустройства, что привело к скученности и хаотичности застройки, сокращению зеленых зон, размещению жилья по косогорам, оврагам, топким берегам ручьев и болот, к строительству промышленных предприятий на заселенных территориях. Минимально благоустроенной была лишь центральная часть города.
    Пермь сегодня
    отмечает замечательный праздник – 280-летний юбилей. Парк имени Горького и Ротонда – в числе тех исторических памятников, которые не просто составляют гордость города, но и являются его символами.
    Парк имени Горького и администрация Свердловского района приготовили пермякам ко Дню города по-настоящему необычайный подарок – 6 июня в парке открыта Аллея Мечты. Сюда может прийти любой, кто надеется на исполнение своих желаний. Свои памятные плиточки – "Талисманы двух сердец” – на аллее уже положили 10 влюбленных пар, сочетавшиеся браком 6 июня. Специально для выпускников пермских школ здесь будут поставлены "классные скамейки”, на которых можно оставить на память след об окончании школы. А к талисманам двух сердец прибавятся плитки "Звезды успеха”, рассказывающие о том, чего сумели добиться пермяки, и плиточки "первых шагов” для самых маленьких жителей города. А те, кто еще не встретил свою вторую половинку или не добился того, чего хотел, могут загадать свое желание стоящему здесь же, на Аллее Мечты, божеству. 7 июня здесь состоялось торжественное открытие памятного знака – стелы в честь Сибирской заставы. "Биография” стелы на Сибирской уходит корнями к самым первым годам существования Перми. Именно в этом месте на нынешней улице сибирской начинался город, сюда подъезжали путники, следующие по сибирскому тракту из Сибири в Европу. В 1824 году перед визитом в наш город императора Александра I здесь по обеим сторонам дороги поставили два "столпа”, соединенные на уровне вершин цепью и увенчанные двуглавыми орлами. Высота сооружения была такой, что сквозь эту арку "мог пройти, не наклоняясь, Колосс Родосский”. Идея сооружения принадлежала лучшему в те годы пермскому архитектору Ивану Свиязеву. Нынешняя стела – это опия одного из "столпов”, установленных по его проекту.
    11 июня при огромном стечении народа взметнулась вверх струя возрожденного фонтана на площади перед драматическим театром. Прежний фонтан проработал 25 лет и был перестроен в кратчайшие сроки. За 3 месяца удалось создать внушительное сооружение, отвечающее всем современным требованиям. Продемонстрированная во время открытия водная феерия действительно впечатляет. Новый фонтан стал символом процветания и благополучия – своеобразным талисманом Перми.
    Столь же торжественным стало и открытие памятника Василию Татищеву. Мостовой переход через Егошиху и тоннель на Бахаревском переезде, вступившие в строй практически одновременно накануне праздника 280-летия Перми, чрезвычайно важны для города. Автодорожная развязка с тоннельным переходом не только навсегда решила проблему автомобильных пробок, но и помогла существенно разгрузить от транспортных потоков центр Перми. Весь процесс строительства занял всего год и 3 месяца. И за все это время движение поездов на этом участке железной дороги ни разу не было остановлено. Пошел отсчет первых часов жизни новой пермской магистрали. А над въездом в тоннель навсегда сохранится надпись: "Пермь – 280 лет. 1723 - 2003”. На берегах речки Егошихи открылась "третья дамба”, навсегда соединившая Свердловский и Мотовилихинский районы. Длина новой дамбы – 650 метров, в том числе, длина самого моста – от 6 до 27 метров. Этот объект начали строить в апреле 2002 года и закончили с опережением графика на 7 месяцев. Теперь центр Перми, вполне возможно, переместится именно в эти места – берега Егошихи с вступлением в строй нового автодорожного перехода стали весьма привлекательными для строительства жилых и культурных объектов. Обновление этого участка города с введением в строй "третьей дамбы” не закончилось. Движение через "третью дамбу” открыто. Уже сейчас здесь проходят 4 автобусных маршрута.
    Промышленное производство города.
    Город Пермь – крупнейший промышленный центр Российской Федерации и Пермского края. Экономика Перми занимает ведущие позиции среди городов России и играет первостепенную роль среди муниципальных образований Пермского края по многим показателям. В Перми производится более 35 % выпуска промышленной продукции Пермского края. Особенностью пермской экономики являются тесные технологические и экономические связи городских предприятий и фирм с предприятиями соседних регионов. Город демонстрирует ведущие в крае показатели предпринимательской активности.
    В настоящее время промышленным производством в г. Перми занимаются сто семьдесят крупных и средних организаций, имеющих основной вид деятельности "Промышленное производство", что составляет четвертую часть от общего количества промышленных предприятий Пермского края.
    Преобладающей формой собственности является частная (51,0%), на долю которой приходится 64,4% от общего объема отгруженных товаров собственного производства.
    Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции занимают такие машиностроительные предприятия города, как предприятия оборонного комплекса, а также: ООО "Искра - Турбогаз", ООО Фирма "Радиус - Сервис", ЗАО "Новомет - Пермь", ООО "Новомет - Сервис", ОАО "НПО Горнефтемаш", ЗАО "Мотовилиха - Нефтегазмаш", ООО "Завод Строительно-Дорожных Машин", ОАО "Камкабель", а также крупнейшие предприятия, занятые металлургическим производством и производством готовых металлических изделий металлургии - ООО "Металлургический завод "Камасталь", ООО "Точлит".
    5)Производственная сфера города.
    Производство и фонды
    Оборот крупных и средних организаций г. Перми, включающий в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручку от продажи приобретенных на стороне товаров в 2006 году составил 379 502,7 млн. рублей или 119,6 % к 2005 году (в действующих ценах). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот организаций существенно вырос по следующим видам деятельности: обрабатывающие производства – на 124,4 %.
    Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды" по крупным и средним организациям г. "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 100,6 % (таблица 1.2).
    Таблица 1.2
    Индекс промышленного производства
    Наименование показателя200520061 полугодие
    2007
    Индекс промышленного производства к соответствующему периоду предыдущего года, %94,1100,9101,9
    Добыча полезных ископаемых103,1102,7128,6
    Обрабатывающие производства90,8100,898,3
    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды94,4100,6115,0
    В химическом производстве увеличился выпуск многих важнейших видов продукции: серы (на 131,6%), минеральных удобрений (на 20,6%), стирола (на 42,2%), этилена (на 5,4%), лакокрасочных материалов (на 24,6%). К концу 2006 года предприятия химической промышленности замедлили темпы роста производства синтетических смол и пластических масс – 101,7% к 2005 году. Сократилось производство синтетического аммиака (97,5%), бензола (на 13,4%), бутилового и изобутилового спиртов (на 10,0%). Не достигло уровня прошлого года производство синтетических каучуков (83,3%), фталевого ангидрида (93,6%). В производстве машин и оборудования увеличился выпуск обогатительного оборудования (121,7%), силовых гибких кабелей (в 1,8 раза), бронекабелей (на 11,4%), кабелей телефонной связи (на 13,0%), обмоточных и эмалированных проводов (на 11,2%). В 2006 году произведено 13 кранов на автомобильном ходу, что более чем в 2 раза больше чем в 2005 году; на 32% больше произведено экскаваторов, на 7,2% - насосов центробежных, паровых и приводных, на 11,7% - оборудования для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания. В то же время производство ряда важнейших видов продукции машиностроения не достигло уровня прошлого года: электродвигателей малой мощности (50,4% к прошлогоднему уровню), медицинской техники и запасных частей к ней (75,1%), глубинных скважинных штанговых насосов (77,6%). Значительно снизился выпуск сельскохозяйственной техники: культиваторов тракторных – 55,4%, косилок тракторных – 25,8%, пресс-подборщиков – 62,9% к уровню 2005 года.
    предприятиях, обрабатывающих древесину и в целлюлозно-бумажном производстве возросла выработка дверных блоков (103,8%), картона (105,6%), ящиков из картона (106,0%), древесноволокнистых плит (100,6%). Сокращен выпуск деловой древесины, пиломатериалов, оконных блоков.
    Предприятия, производящие строительные материалы, увеличили выпуск многих важнейших видов продукции: технологической извести, стеновых материалов, мелких стеновых блоков, строительного раствора, сборного железобетона. Сокращено производство крупных стеновых блоков, гипса, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения. В последние годы при сложившемся порядке обновления оборудования на промышленных предприятиях г. Перми наблюдается небольшое улучшение состояния основных фондов. В целом по основным производственным фондам предприятий промышленного производства г. Перми за рассматриваемый период степень износа сократилась на 6,1 п.п. и в 2006 году составила 40,6 % . Резкое сокращение степени износа основных фондов произошло на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Наиболее изношенными являются основные фонды по добыче полезных ископаемых (45,2 %). Но, несмотря на некоторое улучшение состояния производственных промышленных фондов в целом, по отдельным промышленным видам экономической деятельности степень износа продолжает расти.
    6)Непроизводственная сфера города.
    Более четырёх пятых ВНП Перми даёт сельское хозяйство (81,0%). Далее седует непроизводственная сфера (10,7%), промышленность (5,0%)и прочие отрасли материального производства (3,4%). Сельское хозяйство имеет мясомолочно-зерновое направление, выращивается довольно много картофеля. В Перми имеется более 40 крупных коллективных хозяйств, а также другие предприятия, основанные на частной и коллективно-долевой собственности, более ста фермерских хозяйств.
    Промышленность представлена небольшими предприятиями, связанными с обслуживанием сельского хозяйства, капитальным, дорожным, жилищным строительством и ремонтом, работают 3 молзавода (с. Черновское, с. Б.Соснова), передвижная мехколонна и др. Большую роль в развитии экономики Перми играет автомобильный транспорт, автодорога Б.Соснова — Пермь и проходящая в нескольких километрах от Б.Сосновы дорога на Ижевск.
    7)Перспективы развития города.
    Администрация Перми завершила разработку проекта Стратегии социально-экономического развития Перми до 2030 года. Документ внесен на утверждение городской Думы.


    Поделиться в:
    Скачать файл

    Категория: Презентации по географии |
    Всего комментариев: 0