Гео-Образование
Рубрика: География / Публикации
Красноярск

Содержание

    Красноярск — город, крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России). Крупный транспортный узел. Основные отрасли экономики — космическая промышленность, цветная металлургия, образование, гидроэнергетика. Расположен на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Алтайско-Саянских гор, в котловине, образованной самыми северными отрогами Восточного Саяна. В Красноярске расположен Сибирский региональный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Красноярск представляет страну в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Является участником (совместно с Санкт-Петербургом и Казанью) Совета Всемирной организации объединённых городов и местных властей. Неоднократный победитель ежегодного конкурса «Самый благоустроенный город России». Крупнейший из старинных городов Сибири. По данным Красноярскстата, на январь 2012 года численность жителей Красноярска составила 998 тыс. человек. История Поселения древних людей на территории нынешнего Красноярска были обнаружены достаточно давно, в девятнадцатом веке и были отнесены ко времени палеолита: люди живут на этой земле более 30 тысяч лет. В первые века нашей эры сюда пришли предки кетоязычных народов — ассанов, коттов, калмажей, полностью исчезнувшие к началу XVIII века. Позднее в междуречье Енисея и Качи жили тюркские народы — аринцы и качинцы. Их поселение называлось «Кызыл-яр-Тура», то есть «город красного берега». Перед приходом русских территория современного Красноярска входила в Езерское княжество енисейских кыргызов. Гора Кум-Тигей, вероятно, была священным местом качинцев. Летом 1927 года экспедиция музея Приенисейского края под руководством известного сибирского археолога С. А. Теплоухова обнаружила на Караульной горе, где ныне располагается Часовня Параскевы Пятницы, богатое захоронение XIII—XIV вв. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией. Местность, на которой впоследствии был построен Красноярс, кстала известной русским ещё в 1608 году. В этом году казаки из Кетского острога, под предводительством енисейско-остяцких князьков Урнука и Намака, отправились вверх по Енисею, с намерением найти «новыя землицы», а затем присоединить их к владениям московского царя. Плывя вверх по Енисею, казаки встретили землю, которою владел аринский князек Тюлька, и назвали её «Тюлькинскою землицей». Это название удержалось до построения Красноярского острога и ухода аринцев. Аринцы, поддерживаемые не только качинцами, но и енисейскими кыргызами, долгое время не соглашались платить ясак русским и принимали все меры к удалению последних с занятого ими места. С этою целью они почти беспрерывно беспокоили их набегами, которые, к конце концов, стали настолько опасными, что казаки решили обратиться к Енисейскому воеводе с просьбою о помощи и защите. Енисейский воевода Яков Хрипунов, имея в своем распоряжении «для разных поручений и посылок в дальние земли» дворянина Андрея Дубенского, которого он привез с собою из Москвы в 1623 году, послал его осмотреть землю, занятую казаками и, найдя на ней удобное место, распорядился построить острог для защиты от нападений местных племён. Дубенский нашел удобное место для постройки острога, составил план и с ним для его просмотра и утверждения отправился в Москву. Представленный план в Москве одобрили и разрешили приступить к постройке острога. По возвращении из Москвы Дубенский, взяв с собой триста казаков, в конце 1627 года отправился из Енисейска для закладки нового острога. 18 августа 1628 года русскими построен был т. н. «малый» острог и назван Кpacным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, ниже Красноярска, напротив Татышева острова. Этот день считается днём основания Красноярска. В 1659 году возведён был т. н. «большой» Красноярский острог. Строительство нового острога, почти сразу же ставшего центром сбора ясака, вызвало недовольство местного населения, состоявшего в основном из данников, «кыштымов» енисейских кыргызов, правители которых, в свою очередь, являлись вассалами государства Алтан-ханов (Северо-Западная Монголия). В 1667 и 1679 годах острог дважды осаждался сильным войском кыргызского хана Иренека. В 1690 году Красноярский острог получил статус города. Растущее социальное неравенство населения и рост воеводских злоупотреблений привели к народному возмущению 1695-1700 годов, известному как «Красноярская шатость». Служилые люди и их семьи долгое время оставались главными жителями Красноярска. В 1671 году из 242 дворов казакам принадлежало 227, а в 1713 году — 292 двора из 317. В 1708 году население города составляло 849 человек, а в 1713 году в нём проживало 1295 мужчин и 1217 женщин. Постепенный рост Красноярска начался с приходом в город в 1735 году Сибирского тракта (сейчас федеральная трасса М53), связавшего Красноярск с Ачинском и остальной частью Европейской России. Однако ещё в 1772 году население города составляло всего около двух тысяч жителей, и Красноярск оставался небольшим уездным городом. В 1735—1741 годах в Красноярске жил и работал немецкий учёный-естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин, оставивший интересное описание быта и нравов местных жителей. В 1771-1773 годах Красноярск трижды посетил и, в общей сложности, провёл в нём целый год известный российский учёный академик Петер Симон Паллас, обнаруживший в окрестностях города 680-килограммовый обломок метеорита, названный позже Палласово железо или «Красноярском». Здесь Паллас написал две из трёх книг своего труда «Путешествие по Сибири», в который включил подробный естественно-экономический очерк состояния города и уезда. После сильного пожара 1773 года, оставившего в Красноярске только 30 домов, из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, составивший для города новую линейную планировку петербургского типа. Это стало началом современного Красноярска. С 1822 года Красноярск — центр образованной Енисейской губернии. Дальнейший рост города связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в город в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. После заключения в 1893 году российским правительством торгового договора с Великобританией из Шотландии вышел совместный русско-английский караван под командованием опытного английского капитана Виггинса. Гружёный железнодорожными рельсами караван преодолел Северный Ледовитый океан, Карское море и благополучно достиг устья Енисея. От селения Гольчиха рельсы были переправлены по Енисею до Красноярска. Эта экспедиция первой проложила северный путь из Европы в Сибирь. В 1889 году в Красноярске был открыт городской музей. В 1913 году в Красноярске был построен городской водопровод. Во времена Российской империи город был одним из мест политической ссылки. Восемь декабристов было сослано в Красноярск после подавления восстания 1825 года. С декабря 1860 года по март 1864 года здесь жил и работал организатор петербургского революционного кружка «петрашевцев» М. В. Буташевич-Петрашевский. В 1920 году в Красноярске была расстреляна создательница первого в истории русской армии женского батальона Мария Бочкарёва. Название города По законам ономастики название населённого пункта должно давать пространственную ориентацию. Первые названия новых поселений привязывались к названиям рек, или водоёмов; например, Енисейск по названию реки Енисей, Томск по названию реки Томь и т. д. Новый острог должен был быть назван Верхнеенисейский острог, или Качинский острог. В первое время в документах острог назывался Новый Качинский острог. Вероятно, ранее на реке Каче уже существовало зимовье, или пункт сбора ясака. Н. В. Латкин писал, что в 1608 году в долине реки Качи уже существовал острог, построенный выходцами из Кетского острога. Г. Ф. Миллер в «Истории Сибири» употребляет названия «Новый Качинский острог» и «Новый Качинский Красный острог». С середины XVII века уже начинает употребляться название «Красный Яр». «Красный Яр» — от названия места его возведения — «Хызыл чар», что на языке качинцев означало «Яр (высокий берег или холм, утёс) красного цвета». В русском языке «красный» в те времена означал и «красивый»: «Место угоже, высоко и красно. Государев де острог на том месте построить можно» — писал в письме Андрей Дубенский царю. Название «Красноярск» было дано при получении статуса города. Планировка
    Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, давший городу линейную планировку петербургского типа.
    Улицы Красноярска были прямые и ровные, ориентированы по сторонам света. Широтные улицы прокладывались параллельно Енисею с запада на восток, от Старого базара, расположенного рядом с Воскресенским собором недалеко от места слияния Енисея и Качи, в сторону Николаевской горы. Меридиональные улицы (их именовали переулками) шли с юга на север, от Енисея в сторону Покровской горы. Они строились перпендикулярно широтным улицам и пресекали их под прямыми углами.
    Кварталы были примерно одинаковыми по размеру и имели правильные геометрические формы. Улицы расходились от площадей и сходились к площадям, и на этих открытых, издали видных площадях возвышались крупные общественные здания.
    В середине 1820-х годов в бюро под началом архитектора Вильяма Гесте был разработан перспективный генеральный план города. Реализация этого проекта лишь в незначительной степени затронула исторически сложившуюся часть города: в центре было предпринято выравнивание «красных» линий и укрупнение кварталов (каждые четыре смежные квартала были объединены в один).
    В 1990-е годы и первом десятилетии XXI века облик исторической части города значительно изменился и частично пострадал от плотной бесконтрольной «точечной» застройки многочисленными офисными и жилыми зданиями, не согласующимися друг с другом эстетически и не составляющими единого архитектурного целого, что являлось общероссийской тенденцией. Также интенсивное жилое строительство в ряде микрорайонов на окраинах и «перегрузка» центральной деловой части города торгово-развлекательными комплексами и деловыми центрами при сокращении «зелёных» зон привело к ухудшению экологической обстановки и негативным последствиям в области транспортной инфраструктуры. В настоящее время утверждён план по застройке исторического центра Красноярска. Промышленность Красноярск — развитый центр промышленности. На территории Красноярска расположены более 17 тысяч предприятий, организаций, учреждений. Ведущие отрасли: космическая промышленность, цветная металлургия, машиностроение, деревообработка, транспорт, химическая, пищевая, розничная и оптовая торговля, услуги. В Красноярске находится представительство в Сибирском федеральном округе ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ». Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности обрабатывающих производств в 2007 году — 130 млрд рублей. В том числе составляют: металлургическое производство — 48 %; производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования — 20 %; производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 11 %. ОтраслиКрупнейшие предприятия
    Машиностроение и металлообработкаКрасноярский машиностроительный завод, Красноярский завод лесного машиностроения, Красноярский завод холодильников Бирюса, Красноярский завод комбайнов, Сибтяжмаш (Сибирский завод тяжёлого машиностроения), Красноярская судоверфь, Красноярский судоремонтный центр, Красноярский электровагоноремонтный завод, ООО Красноярские машиностроительные компоненты, ЗАО «ГорТехМаш», «Айсберг» (завод торгового холодильного оборудования), Красноярский лифтостроительный завод
    ТранспортЕнисейское речное пароходство, Красноярская железная дорога, аэропорт Емельяново, аэропорт Черемшанка
    Химическая промышленностьКрасноярский завод синтетического каучука, Химический комбинат «Енисей», ОАО Красфарма, Красноярский шинный завод
    МеталлургияКрасноярский алюминиевый завод, КрАМЗ (Красноярский алюминиевый-металлургический завод), Красноярский завод цветных металлов им. Гулидова, металлургический завод «Сибэлектросталь», ФГУП «Германий», ОАО химико-металлургический завод
    Розничная и оптовая торговляОАО Красноярскнефтепродукт
    ФинансыАКБ «Енисей» (ОАО), Банк «Кедр», Страховая компания «Надежда», Страховая компания «Медистал», ЕОБ «Енисейский объединённый банк»
    СтроительствоБамтоннельстрой, ЗАО «Сибагропромстрой»
    Производство строительных материаловООО «Красноярский цементный завод», ООО «Комбинат „Волна"», «Краспан», ООО Кирпичный завод «Песчанка»
    ДеревообработкаООО «Енисейский ЦБК»[ , АК «Енисейлес», ООО «Мекран»
    ЭнергетикаМагистральные электрические сети Сибири (филиал ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Красноярская энергосбытовая компания», ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»
    Горнодобывающая промышленностьОАО «Красноярсккрайуголь», ОАО «СУЭК-Красноярск», ОАО «Красноярскуголь», ОАО «Енисейзолото»
    Пищевая промышленность«Милко», «Сибирская губерния», «Балтика-Пикра», ЗАО «Краскон», «Красноярский дрожжевой завод», «Красноярский водочный завод», «Красноярский хладокомбинат»
    Лёгкая промышленностьЗАО «Ионесси», Красноярская фабрика игрушек ЗАО «Бирюсинка», фабрика "Мистер Чисто"
    В топливно-энергетический комплекс города входят крупные теплоэлектроцентрали. ТЭЦ-1 (пущена в 1943 году), ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. Все они, за исключением ТЭЦ-3, расположены в правобережной части города (ТЭЦ-4 — в городе Сосновоборске красноярской агломерации). ТЭЦ-1 расположена в юго-восточной части города, обеспечивает теплом Ленинский, Кировский, часть Свердловского района, посёлок Берёзовку; ТЭЦ-2 — Центральный, части Железнодорожного и Октябрьского районов; ТЭЦ-3 — Советский район. Помимо ТЭЦ, тепловую энергию вырабатывают районные котельные. С 2004 года в Красноярске проходит ежегодный экономический форум. Строительство скоростного трамвая

    Имеются намерения о строительстве линий скоростного трамвая и всей инфраструктуры «под ключ». Введение линии в эксплуатацию планируется к концу 2014 года. Предпроектные разработки были представлены на IX Красноярском экономическом форуме.
    В 2013 году начнётся реконструкция существующей трамвайной сети — на проспекте им. газ. «Красноярский рабочий». В 2014-2017 годах будет вестись проектирование и строительство шестикилометровой скоростной трамвайной линии от посёлка Энергетиков до ТЭЦ-1 и линии от улицы Матросова до парка «Роев ручей» длиной почти 23 км; в период с 2014-го по 2018 год будет построена линия ТЭЦ-1 — железнодорожный вокзал "Красноярск-Пассажирский" (22 км), в 2015-2020 — Солнечный — железнодорожный вокзал (20 км), в 2016-2020 годах — линию Ветлужанка — ТЭЦ-1, длиной также 20 км. Строительство метрополитена

    С 1995 года строится Красноярский метрополитен (проектно-изыскательские работы велись с 1986 года). Линии метро — глубокого заложения: 60 и более метров. Было пройдено более трёх тысяч погонных метров основных и вспомогательных тоннелей. В 2011 году строительство метрополитена было приостановленооднако возобновление строительства предполагалось.
    20 мая 2011 года при рассмотрении во втором чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» господствующая в Госдуме фракция «Единая Россия» провалила поправку Валерия Зубова и других депутатов от фракции «Справедливая Россия», согласно которой предусматривалось на сооружение метрополитена Красноярске, Челябинске и Омске выделить по три миллиарда рублей. А спустя немногим более месяца эта же партия «Единая Россия» провела опрос населения на тему о том, какой социальный проект наиболее важен для красноярцев и получила ответ: МЕТРО!.
    В январе 2012 года губернатором края было принято решение о расконсервации выработок красноярского метрополитена. В настоящее время вопрос возможной достройки метрополитена в Красноярске остается для краевых властей в числе приоритетных. Торговая сеть

    В городе представлены такие крупные сети, как О’Кей, Леруа Мерлен, Metro AG, Буква, Евросеть, Спортмастер, Stutze Dommer, Эльдорадо, Снежная королева и многие другие. Долгое время работал Рамстор. В городе большое количество магазинов местных сетей: «Каравай», «Красный Яр», «Командор», «Свежие продукты», «Светофор» , «Аллея», «Роса», «Индюшкино», «Пламя-81», «Троя плюс» и др.
    Крупнейшие торговые центры — «Планета», «Июнь», «Торговый квартал на Свободном», «Взлётка Plaza», «Вавилон», «Мега».
    Ожидается открытие торгового центра сети Ашан. Достигнуто соглашение о строительстве еще одного магазина строительных товаров сети «Леруа Мерлен».
    Красноярцы предпочитают тратить свои деньги в магазинах: в 2011 г. на организации пришлось 94,9 % оборота розничной торговли; доля продажи товаров на рынках составила всего 5,1 %, потеряв с позапрошлого года более 2 процентных пунктов, а с 2008 г. — больше 3 %. Красноярск — один из самых привлекательных для бизнеса городов. Культура Красноярска Достопримечательности Красноярские «Столбы»— визитная карточка города Часовня Параскевы Пятницы — символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на десятирублёвой купюре России) Железнодорожный мост через Енисей — в 1900 году году это сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» Красноярская ГЭС Первая башня — самый высокий из построенных небоскрёбов Красноярска. Первая в РСФСР детская железная дорога открыта в 1936 году в парке культуры и отдыха им. М. Горького. Троицкое кладбище — старейшее (из сохранившихся) в Красноярске. Чёрная сопка Большое количество фонтанов (более двухсот) и скульптурных композиций. Ежедневно в 12 часов на Караульной горе стреляет пушка. Парки Центральный парк Парк флоры и фауны «Роев ручей» — один из крупнейших зоопарков России. Предшественником зоопарка «Роев ручей» можно считать так называемый «живой уголок», созданный в 1947 году в туристско-экскурсионном районе красноярского заповедника «Столбы». В зоопарке ныне обитает более трёх тысяч представителей фауны более семисот видов; в «Роевом ручье» — единственная в Сибири коллекция млекопитающих и птиц из Африки — жирафов, белых львов, зебр, ориксов, гну, куду, сурикат, шимпанзе, пингвинов. В комплекс зоопарка входит один из крупнейших в России акватеррариумов: общая площадь его четыре тысячи кв. метров, площадь экспозиций — 1,5 тыс. кв. метров. Бассейн для акул вмещает 30 тонн морской воды. Общий объём воды аквариумов и террариумов сооружения — 150 тонн. Построен крупнейший в России и единственный за Уралом пингвинарий, имеющий два бассейна на 30 кубометров воды. Фан-парк «Бобровый лог» Парк «Гагаринский» Парк «Молодёжный» Парк «Гвардейский» Парк имени 400-летия Красноярска (строится) Дендрарий Института леса СО РАН им. Сукачёва (академгородок) Ботанический сад им. Крутовского Сибирского технологического университета Юдинский сад Сквер имени В. И. Сурикова Зоологический парк «Удачный» Памятники Первым красноярским памятником можно считать гранитный памятник на могиле Н. П. Резанова, построенный 16 августа 1831 года на средства Российско-Американской компании. В 1920-е годы на Лесной площади стоял памятник Всевобучу. В 1926 году на площади Революции был установлен памятник В. И. Ленину, отлитый на ленинградском заводе «Красный выборжец». Авторы памятника: скульптор С. Д. Меркулов, архитектор Л. А. Чернышев. В 1970 году по просьбе исполкома Ленинского района памятник перенесли в Ленинский район. Теперь он находится в небольшом сквере между домами 72а и 74а по проспекту имени газеты «Красноярский рабочий» .


    Поделиться в:

    Категория: География / Публикации |
    Всего комментариев: 0