StavGeoTravel
Рубрика: Петровский район
Петровский район: земля природных чудес

Содержание

    Край ногайцев и казаков
     
    До того, как Северный Кавказ вошёл в Российскую Империю, здесь обитали ногайцы, сюда же бежали крепостные крестьяне. Один из таких крестьян, Пётр, в 1750-х годах сколотил из беглых и ногайцев разбойничью шайку, промышлявшую воровством и грабежом. Многие присоединялись к нему вместе с семьями. Так в глухом лесу возник Петров посёлок.
     
    Екатерина II разрешила заселять эти места с 1782 года. Община Петра в 1786 году официально стала селом. В 1787 году здесь жили 139 киевских казаков и 40 харьковских селян. Петровчане отличались силой и высоким ростом, многих новобранцев зачисляли в гвардию. По берегам рек Карамык, Буйвола, Калаус в это время были основаны сёла, получившие имена первых поселенцев: Петровское, Константиновское, Шведино, Николина Балка.
     
    В XIX веке Петровское бурно развивалось: хлеб отправляли в Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие города, а скот продавали даже в Москву. К концу века оно стало торговым центром для всех окрестных сёл. Благодаря богатым глиной берегам Калауса набирало обороты гончарное производство, во многих населённых пунктах были выстроены кирпично-черепичные заводы.
     
    Первая школа в Петровском была открыта в 1843 году, а в 1879-м для неё построили каменное здание — самое старое в нынешнем Петровском районе. В нём сейчас размещается Станция юных техников. К началу прошлого века в каждом населённом пункте были церковноприходская и государственная школы. В Петровском в 1908 году была открыта первая в Благодарненском уезде (к которому тогда относилось село) гимназия. В это же время здесь начинают строить первые дома городского типа — двухэтажные, каменные, крытые железом.
     
    Петровский район был образован в 1924 году. В 1965 году селу Петровскому было решено присвоить статус города. После долгого выбора названия решили остановиться на «Светлограде» — ясная, светлая погода здесь стоит много дней.
     
    Чудеса природы
     
    Для получения статуса города селу Петровскому не хватало численности населения. Тогда в его состав были включены два хутора — Носачёв и Солёное Озеро.
     
    Название Солёное Озеро хутор получил благодаря находящемуся в этих местах озеру Солёному, также называемому Лушниковским. Оно располагается на западном склоне Прикалаусских высот на уровне 140 метров над уровнем моря и является отделившимся от реки участком её прежнего русла.
     
    Размеры озера — два на полтора километра. Оно славится своими целебными грязями, которые получили лечебные свойства благодаря солям, газам и отмершим растениям, отложившимся вместе с илом. Учёные исследовали эти грязи в 1916 и в 1930 годах и признали их аналогичными по лечебным свойствам знаменитым грязям Тамбуканского озера.
     
    Самой высокой точкой района является гора Куцай, она достигает высоты 300 метров над уровнем моря. Ранее на этом месте был мелкий залив древнего Сарматского моря. Реки сносили сюда останки животных, а волны залива — обитателей моря. Многие из них ныне находят посетители горы.
     
    Особую красоту поверхности горы Куцай придают известково-песчаные конкреции. Они состоят из древнего песка, сцементированного известью, и имеют самые причудливые формы: сферическую, трубчатую, грибообразную, гроздевидную и множество других. Конкреции обладают светлой, слегка кремовой окраской, иногда они покрыты тёмно-серыми лишайниками.
     
    Срастаясь друг с другом, конкреции образуют скелетные формы, которые превращаются в результате эрозии в причудливые конструкции. Эти чудеса природы твёрдые, но хрупкие, как стекло, если ударить по их тонким ветвям, можно услышать звон.
     
    Размеры их также различны — ещё недавно можно было найти конкреции величиной в целых 5 метров. К сожалению, эти памятники природы постепенно разрушаются временем и людьми.
     
    Древняя легенда
     
    С горой Куцай связана и древняя красивая легенда. Говорят, раньше здесь колдуны, ведьмы и всякая нечисть шабаши устраивали. Делами непотребными занимались, детей губили. Пока разбойничал Пётр со своей шайкой, хорошо им было и привольно, когда же решил перейти к мирной жизни, основал село Петровское, выстроил храм, привёз священника — занервничали черти. Батюшка повенчал невенчанных, покрестил некрещённых — словом, начался в этих местах покой и порядок. Не понравилось это бесам, и начали они петровчанам досаждать.
     
    У одного крестьянина курица всё лето петухом пела, а когда ей голову отрубили — выскочил из неё чертёнок, у другого корова влезла на крышу, у третьего бык то на передних, то на задних копытах ходил, на четвёртого мерин напал, до этого спокойный. И длились эти неприятности, пока не появился некий отшельник по прозвищу Кусай.
     
    Поселился он прямо на горе, вначале в шалаше, потом вырыл себе землянку. Ходил и в жару и в стужу босиком в одной рясе, питался дикими плодами. Мясо не ел. Петровчане тоже несли ему овощи, хлеб и молоко. От молитв старца и самого его присутствия притихла нечисть.
     
    Кусай любил говорить, что полностью бесы покинут эти места, когда Пасха на високосный год попадёт на первое мая, а он в предпасхальную ночь выложит крест через всю гору. Тогда возникнет на горе храм, который простоит пять минут. Многие смеялись, но многие и задумывались. А нечисть боялась.
     
    И вот в один високосный год Пасха выпадала как раз на первое мая. Один молодой казак, Ваньша, похвалился в чистый четверг в кабаке перед друзьями, что увидит, как старец с нечистью бороться будет. Подкрался казак ночью к пещере и спрятался в кустах. Внезапно послышались крики и вой: нечисть начала слетаться на шабаш. Тут были и ведьмы на мётлах, и колдуны на козлах, и бесы самой разной величины и наружности. И принесли они ребёнка некрещённого, чтобы в жертву его принести. От ужаса Ваньша оцепенел.
     
    И тут из пещеры вышел Кусай и начал, молясь, таскать камни и выкладывать из них православный восьмиконечный крест. Нечисть бросилась на него, но отшельник беспощадно кропил их святой водой — и слуги Дьявола разбегались, вереща от боли. Вдруг появился демон смерти Невея, подкрался сзади к старцу и начал входить в него. Помертвел Кусай, камни посыпались у него из рук, но из последних сил он смог повернуться к демону и перекрестил его. Невея исчез, и тут как раз запели петухи. Под пение петухов отшельник положил последний камень.
     
    Нечисть начала разбегаться в разные стороны, многие окаменевали и гибли. Ребёнок, к счастью, остался жив. Кусай подошёл к нему, окропил кропилом, прочитал молитву и нарёк его Георгием, в честь Георгия Победоносца. После чего покормил мальчика козьим молоком, и тот уснул.
     
    Тогда старец вытащил из пещеры гроб, крышку, крест и позвал казака Ваньшу, присутствие которого почувствовал ещё тогда, когда тот спрятался рядом с пещерой.
     
    Здесь и рассказал Кусай свою историю. Оказывается, был он некогда разбойником. Вместе со своей шайкой он ограбил монастырь, а потом убил святого отшельника. И начали мучить разбойника кошмары про ад и смерть. Долго он молился, перепуганный, Богу, и однажды явился к нему во сне отшельник. Рассказал он Кусаю, что простит Бог его только тогда, когда в предпасхальную ночь високосного года, выпадающую на первое мая, он выложит на нечистой безымянной горе крест. Знаком прощения станет возникший из ниоткуда храм, который простоит пять минут.
     
    Завещал Кусай построить на этом месте храм с двумя приделами в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла.
     
    Как раз в это время взошло солнце, поднялся утренний туман, и лишь первый луч коснулся земли, как возник красивейший храм, внутри которого слышалось ангельское пение. Простоял пять минут и исчез. Кусай перекрестился, вздохнул, лёг в гроб, прошептал: «Упокой, Господи, душу грешную раба твоего Николая» и затих.
     
    Казак схватил ребёнка и помчался вниз, в село. Здесь он всё рассказал атаману. Когда люди пришли на это место, они испугались страшных костей и окаменевших демонов, поэтому храм построили внизу. После имя Кусай народная молва изменила, и назвали гору Куцай.
     
    Но каждый високосный год, когда Пасха выпадает на первое мая, утром на горе возникает храм. Стоит он пять минут, и если успеть забежать в него — он останется здесь навсегда.


    Поделиться в:

    Категория: Петровский район |
    Всего комментариев: 0
    avatar