Новости
Рубрика: Культура

УДАЧНЫЙ СТАРТ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО АБОНЕМЕНТА

Комментарий Владимира Лычагина, председателя Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края.
УДАЧНЫЙ СТАРТ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО АБОНЕМЕНТА

Ставропольская государственная филармония (К. Маркса,61) обнародовала городу и миру стремление упорядочить филармоническую часть своей просветительской деятельности возобновлением утраченной налаженной системы детского и взрослого абонементов, дающих возможность вести концертную деятельность на перспективу, с предоплатой абонементным слушателем заявленных концертов и обязательствами филармонии по их точному выполнению.
Серьезность задуманных в абонементе концертов, что называется, от Баха до Оффенбаха, продемонстрировали два первых- от музыки барокко до европейской модернистской, с приглашением солировать одного из раскрученных российских музыкантов, пианиста А. Коробейникова, почитаемого нашим слушателем.
Первый концерт абонемента был посвящен, естественно, Баху, исполнению одного из его монументальных камерных циклов- второго тома «Хорошо темперированного клавира», из которого солист А. Коробейников исполнил шестнадцать из двадцати четырех прелюдий и фуг в двух отделениях. Каждая состоит из двух контрастных пьес. Как поведал слушателям пианист перед началом игры, прелюдия- это «земное» свободное импровизационное вступление, где можно услышать кратко обработанные композитором песенно- танцевальные мелодии земных вольностей и радостей, фуга- это «горнее», небесное, строго полифоническое произведение, там, как говорится, не до танцевальных шуток. Бег темы по голосам в фуге строго рассчитан, пианист мастерски выделяет главную из многих вариаций, как голос Всевышнего, который все знает и все видит в нас грешных. Как говорится, в «горнем» не попоешь и не попляшешь, все будет по канону, которому надо следовать.
В волевой игре А. Коробейникова трактовки, акценты, которые он расставил в этом сложном для исполнения произведении, (для слушания оно тоже непростое), демонстрируют нам немецкую музыку в ее высшем проявлении- гармоничном сочетании бурных эмоций и жесткого рационального контроля за ними. Солист не из тех исполнителей, которые эффектно «захлебываются» в своих эмоциях для впечатлительного слушателя, доводя его до истерики, его исполнительский стиль благополучно уравновешен.
Второй монументальный концерт с хором, оркестром, тем же солистом- гастролером вобрал в себя произведения на все вкусы слушателей- И. Гайдна, Ф. Листа, И. Брамса и П. Хиндемита, некоторые из них впервые исполняемые.
«Salve Regina» И. Гайдна, соль минорная латинская хвалебная песнь Пресвятой Богородице для хора и оркестра была исполнена можно сказать аккуратно хором под руководством Е. Бутовой и дирижированием оркестра Ю. Михайленко, в духе приглушенного храмового пения, с внятными акцентами в развитии, которые дирижер четко обозначал. Такая западная хоровая музыка не часто звучит в концертах, к ней слушателю надо привыкнуть, чтобы ощутить ее как целое произведение. Это же можно сказать о «Вариациях на тему Гайдна» И. Брамса, остроумной оркестровой динамичной музыке из восьми вариаций, которую оркестр исполнил в убыстренном темпе, особенно не зацикливаясь на деталях.
Во втором отделении вновь солировал в сопровождении струнных А. Коробейников в фортепьянном концерте «Четырех темпераментов» П. Хиндемита, музыкальном выражении в музыке типических в реакций четырех человеческих характеров, от меланхолика до холерика, как и подобает человеку, со своими «мелодическими тараканами» внутри каждой части, которые пианист остроумно обыграл. В этом концерте, помимо оркестра, ему достойно аккомпанировали скрипачка А. Туницкая и альтистка Н. Краснова.
Завершился монументальный абонементный вечер бравурным Концертом для фортепьяно с оркестра № 2 Ф. Листа, с красивым вступлением духовых, которые на сей раз были усилены деревянными. В основе драматургии концерта положен контраст красочных сопоставлений в лаконичном изложении, с переходами от задумчивых мелодий к эффектным руладам, которыми Ф. Лист-пианист умело манипулировал настроениями своей публики, доводя ее до обмороков- такие впечатлительные дамы были в те времена, не то, что нынешние. Солист А. Корбейеиков сыграл его в легкой импровизационной джазовой манере, чем сильно взбодрил слушателей после непривычной музыки П. Хиндемита, подтвердив напрашивающийся вывод, что играть в двух концертах подряд сочинения столь разных композиторов может себе позволить музыкант высокого уровня мастерства.
Тоже самое можно сказать и об аккомпанирующем, в основном, симфоническом оркестре, сыгравшим партитуры произведений контрастных, со своими темповыми заморочками, хиндемитовскими «рваными» переходами, короткими подзвучками, сильно не глушившим камерный хор.
Все было достойно и пристойно.
Абонементный концерт стал для слушателей памятным событием


Поделиться в:

Добавил: первый Категория: Культура Дата: 27 Февраля 202420:30 Просмотров: 89 Источник материала
Всего комментариев: 0
avatar