Stav-Geo Информационный портал

Судебные приставы защищают граждан от незаконных действий профессиональных взыскателей

Содержание

    Девятый год служба судебных приставов обеспечивает федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Как защитить себя от незаконных действий при возврате просроченной задолженности от банков, коллекторских или микрофинансовых организаций и куда обращаться за квалифицированной помощью, рассказала корреспонденту Ставропольского информационного портала stav-geo.ru начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности ГУФССП России по Ставропольскому краю Светлана Рожкова: - Светлана Сергеевна, какие действия вправе осуществлять коллекторские организации, банки, МФО при возврате просроченной задолженности? - Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вводит определенные требования к работе юридических лиц и позволяет им общаться с должниками лишь несколькими способами: путем телефонных переговоров или направления писем, личных встреч, направления смс, а также голосовых сообщений. При этом в Законе также есть и ограничения по всем вышеуказанным разрешенным способам общения. Например, лично встречаться с должником можно не более одного раза в неделю, звонить не чаще 1 раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. В рабочие дни контактировать можно с 8 утра и до 22 вечера, а в выходные дни с 9 утра до 20.00. Смс и голосовые сообщения можно направлять должнику не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц. Отмечу, что частота и иные способы взаимодействия между кредитором и должником могут быть предусмотрены соглашением, которое может быть подписано между ними в виде отдельного документа при решении вопроса о реструктуризации долга. - За столько лет появились ли новые способы взаимодействия с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности? - Более года назад появилось новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» (АИА) — программа, которая ведет общение с должником без личного участия коллектора организации по взысканию долгов. «Робот-коллектор» рассказывает информацию о задолженности и сроках погашения, все разговоры записываются. Предусмотрена возможность переключения на «живого» сотрудника. Взаимодействие с помощью «Робота-коллектора» учитывается наравне со звонками и является непосредственным взаимодействием. Также коллекторские агентства, банки и МФО могут отправлять должнику информацию о задолженности через портал «Госуслуги» при условии, что программное обеспечение компании подключено к госпорталу, а должник дал свое согласие на получение таких сообщений. В течение календарного месяца (с 1 по 30 число) количество обращений по одному обязательству не должно превышать двух сообщений. Дополнительным способом взаимодействия является направление гражданам письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним. - Зачастую звонившие не представлялись должникам. В этой части что-то изменилось? - С 1 февраля 2024 года сотрудник организации по взысканию долгов (коллекторское агентство, МФО или банк) при каждом обращении к должнику должны сообщать следующую информацию: имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО); полное наименование кредитора; информация о задолженности (с указанием ее размера, структуры). Раньше сотрудники должны были только представится и назвать организацию. С февраля 2024 года кредитор обязан уведомить заемщика о продаже просроченной задолженности не позже пяти рабочих дней после заключения договора одним из следующих способов: через почту, нотариуса, портал «Госуслуги» или лично под роспись. Допускается уведомление по электронной почте, если она указана в кредитном договоре. Также кредитор обязан разместить сообщение о продаже на Федресурсе. - Расскажите подробно один из случаев, где нарушитель был наказан. - В Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю поступило обращение гр. И********* по вопросу неправомерных действий при осуществлении возврата ее просроченной задолженности со стороны микрокредитной организации. Как утверждала заявитель ей регулярно поступали звонки и сообщения с угрозами и требованием вернуть долг по договору займа. В рамках рассмотрения обращения Главным управлением было установлено, что в адрес должника лицо направляющее сообщение с целью взыскания просроченной задолженности не сообщило должнику о наименовании кредитора перед которым имеются неисполненные обязательства, при этом в смс-сообщениях направленных были указаны только сведения о наименовании сайта, используемого юридическим лицом в сети интернет. Кроме того, кредитор допустил направление смс-сообщения должнику в 08:21 в выходной день в нарушение п. 1 ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ. Таким образом, было установлено, что кредитор осуществлял действия, направленные на возврат просроченной задолженности в целях взыскания задолженности в нарушение ч. 1 ст. 6, п. 1. ч.5 ст.7, п.1 ч. 6 ст. 7, Федерального закона № 230-ФЗ. Указанные действия со стороны кредитора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП ввиду чего микрокредитная организация была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000. - Что делать гражданам, если, по их мнению, представители организации, занимающейся взысканием просроченной задолженности, действуют незаконно? - По вопросам нарушения прав при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности можно обратиться в Главное управление ФССП России по Ставропольскому краю одним из следующих способов: - посредством письменного обращения или в ходе личного приема по адресу 355017, г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 46, - через интернет-приемную на официальном сайте Главного управления r26.fssp.gov.ru, - по тел: 8 (8652) 23-27-62, 23-49-90, - обратиться в ближайшее подразделение ГУФССП России по Ставропольскому краю (адреса можно найти на сайте r26.fssp.gov.ru). При подаче заявления к нему следует приложить документы и материалы, содержащие в том числе сведения об имеющихся кредитных обязательствах, наименование организации, номера телефонов, с которых поступали звонки и смс-сообщения, Ф.И.О. физических лиц, осуществляющих взаимодействие, а также полные контактные данные заявителя для связи. По каждой жалобе в обязательном порядке проводится проверка.

    Поделиться в:


    Добавил: sudebnye_pristavy_sk