Кто такой географ! Часть 1. Запросы современного общества специалистам-географам

Кто такой географ! Часть 1. Запросы современного общества специалистам-географам

Интерес к профессии географа с началом XXI века увеличивается, особенно в ведущих европейских странах и США. Об этом свидетельствует хотя бы количество высших учебных заведений, в которых учат на географа:
– в Германии более 60 университетов имеют географические факультеты, институты или выпускающие кафедры географии;
– во Франции географическое образование можно получить в 178университетах;
– в Великобритании географическое образование можно получить в 80университетах;
– в США степень бакалавра географии можно получить более чем в 200университетах (ежегодный выпуск – более 6 тыс. человек), магистра географии – примерно в 90.

Сведения приведены по данным исследования «Университетская география в современном мире» (коллектив Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, под ред. А.С. Наумова, 2016 г.).
Запросы общества к компетенциям географа сильно изменились. И эти изменения связаны с увеличивающимися желанием и потребностями жить в комфортной среде.
Обозначим восемь признаков комфортной среды жизни человека, обеспечение которых во многом является сферой профессиональной деятельности специалистов в области географии.
Благоприятная экологическая обстановка. Атмосферный воздух без опасных для человека примесей, качественная вода, приемлемое шумовое загрязнение, пригодная для земледелия почва, комфортная природная обстановка для отдыха – вот перечень основных характеристик окружающей среды, необходимых не просто для существования, а для достойной жизни. Но, к сожалению, человек является главным врагом не только природы, но и самого себя, поэтому обеспечение экологической безопасности и формирование экологического мышления будут актуальны всегда.
2. Комфортное (доступное) городское или сельское пространство. «Город, удобный для жизни», «Умный город», «Комфортная среда» – это не просто модные словосочетания, а новая идеология развития городского и сельского пространства, в котором главные – не фабрики, заводы или транспорт, а человек.
3. Активное экономическое развитие – инвестиционная привлекательность. Без экономического развития, без повышения благосостояния невозможно улучшение среды жизни. Приход новых технологий градостроительства и жизнеобеспечения невозможен на бедную территорию. Для всего этого нужны инвестиции, которые в настоящее время активнее приходят в экологически благоприятную и комфортную среду.
4. Хорошая транспортная доступность (выгодное транспортно-географическое положение). Хорошо жить и активно развиваться сейчас практически невозможно, имея транспортные ограничения или тем более находясь в транспортном тупике. Ведущие центры притяжения активности и капитала – это крупные логистические центры, водные, сухопутные и воздушные хабы. Границы в современном мире становятся все более условными, а территории даже самых крупных государств благодаря передовым транспортным технологиям суживаются, позволяя перемещаться по работе, на учебу, в гости или на отдых мобильнее и комфортнее.
5. Возможность отдыхать, путешествовать, то есть заниматься туризмом.Люди становятся все более активными не только с экономической точки зрения, но и с туристической. Нам все больше и больше хочется познать, увидеть, попробовать, ощутить. Продвинутый турист – это не просто зевака, приехавший на известную территорию, а профессиональный путешественник, требующий новых и необычных объектов, впечатлений, событий, встреч и ощущений.
6. Уважение к окружающим людям независимо от их этнической принадлежности, культуры, вероисповедания и других качеств и характеристик – это неотъемлемая часть динамично меняющейся среды жизни. Быть счастливым – это не просто быть обеспеченным или востребованным, а быть уважаемым независимо от пола, цвета кожи, исповедуемых ценностей (если они, конечно, не несут угрозу окружающим).
7. Применение новейших геоинформационных технологий. И экологический мониторинг, и проектирование комфортной среды, и увеличение инвестиционной привлекательности, и обеспечение грамотной логистики, и появление новых туристских маршрутов, и изучение культурных особенностей общества невозможны сейчас без геоинформационных технологий. Их применение заключается не просто в разработке удобных и функциональных мобильных приложений, но и в создании серьезных аналитических и стратегически важных баз данных.
8. Желание познавать территорию, любить свою Родину, приносить ей пользу. Благоприятная экологическая обстановка, комфортная среда жизни, повышение благосостояния, транспортная мобильность и увлекательные путешествия, уважение к территории проживания и окружающим людям невозможны без просвещения. Знания – вот основа для любой созидательной деятельности, да и просто для счастливой жизни!
Автор: Василий Чихичин.

Комментарии 0

Оставить комментарий

avatar