Закончилась гражданская война на Ставрополье. Зимой 1920 года в Михайловском была восстановлена Советская власть. В здании бывших молодых священников был открыт клуб, в котором собирались активисты Советской власти. Они намечали планы строительства новой жизни. Определяли практические задания текущего момента. Окрылено мечтали о светлом будущем.
25 марта 1920 года Ставропольским уездным комитетом был принят первым в члены коммунистической партии (большевиков) Георгий Исифович (в народе Иосифович) Пьянов, 1862 года рождения, грамотный крестьянин села Михайловского. Он был избран и первым секретарём ячейки РКП (б) (п/б № 1291032) села Михайловского. 20 мая 1920 года в селе была создана ячейка РКП (б) из девяти членов партии. 27 мая 1920 года её официально утвердил партийный комитет города Ставрополя.
В эту ячейку входили: Иван Нестерович Кулешин, п/билет №1559920; Пелагея Афиногеевна Тарасова, п/билет № 1349666; Михаил Николаевич Жикоренцев, п/билет № 0256442; Афанасий Павлович Лабор, п/билет № 292078 (или № 292178); Варвара Матвеевна Изерская, п/билет № 0291025; Прокофий Потапович Плескачёв, п/билет № 162059; Фёдор Захарович Прокопов, п/билет № 0291002 и другие.
К середине 1920 года комячейка уже насчитывала 36 членов. Она развернула большую политико-массовую работу среди крестьян, возглавила все дела по быстрейшему преодолению разрухи и голода, восстановлению и развитию сельского хозяйства.
Однако этой работе мешали недобитые банды врагов Советской власти, которые скрывались в Русских лесах. В ликвидации этих банд вместе с чекистами участвовали и коммунисты.
* * * * *
Веяние новой жизни проявилось во всём. Был избран женделегатский отряд из 40 женщин. Инициаторами женского движения за новый быт, за новую культуру были: Варвара Изерская, Полина Тарасова, Агнесса Смоленская (позже стали членами РКП (б), Феодосия Масленникова, Евдокия Кулешина, Агриппина (в народе Душка) Куликова, Матрёна Бабкова и другие. Они в первую очередь взяли под защиту Закона замужних женщин, над которыми разгулявшиеся мужья применяли свои кулаки и нередко плети.
Вот один из примеров жестокости Михайловского богача Василия Чигорева.
Родители Василия женили его на девушке Анне Михайловне Стрекозовой. Молодой муж стал систематически жестоко избивать Анну. Отбил, как она жаловалась женщинам, внутренние органы, и она зачахла и скоро умерла,
Его женили на 2-ой девушке – Марфе Дмитриевне Куксовой. После рождения двух сыновей Василия и Ивана он жестоко убил Марфу. Дети остались без матери. Василий Фомич женится на третьей девушке -- Марфе Филипповне Слащёвой. В конце февраля 1920 года погибает от сильных побоев мужа и Марфа Филипповна. Для Василия Фомича женитьба кончилась в Михайловке. Пришлось ему взять в жёны себе женщину, приехавшую в Михайловку из центральной России.
Новая жена над собой издеваться не позволила.
- Тронь, тронь! – сказала новая жена мужу. – Я пожалуюсь. Вот, Душка Куликова все законы Советской власти знает.
Василию Фомичу запахло тюрьмой, и он со злости повесился на тонком шнурке на перилах своей кровати.
Тяга крестьян и крестьянок к культурно-массовым мероприятиям увеличивалась. Волостной исполнительный Совет построил из общественного зернового амбара Народный дом. В нём была создана первая библиотека из 300 книг на 50 процентов старого издания. Работали ликбезы.
В 1921 году была произведена чистка рядов РКП (б) в селе Михайловском. Исключено 14 человек, как чуждые элементы. Это Никита Абрамович Нартов, бывший председатель волостного исполнительного комитета (ВИК), за хищение хлебопродуктов. Андрей Дмитриевич Лагошин (в годы Отечественной войны в 1942 году сотрудничал с немецкими фашистами в Михайловке. За это же был расстрелян в 1943 году); Илья Никитич Григорьев, анархист, вор и грабитель по кличке «Илюха Тамар». А также и другие. * * * * *
Точную дату организации комсомольской ячейки в селе документально пока установить не удалось. Но известно, что массовое вступление в ряды комсомола на Ставрополье началось летом 1920 года. Поэтому можно утверждать, что примерно в это время была создана ячейка РКСМ в Михайловском. Первым её секретарём избрали грамотную девушку Елену (Леля) Комаревцеву, дочь активного сторонника Советской власти. Елена Николаевна Комаревцева, 1903 года рождения, делегат первого Ставропольского губернского съезда РКСМ от комсомольской ячейки села Михайловского, который состоялся 25 июня 1920 года.
В марте 1920 года в селе Михайловском на базарной площади был открыт клуб. Здесь собиралась передовая молодёжь села послушать беседы о внутреннем и международном положении.
Весна. Воскресенье. Монотонные удары колокола расплывались над селом, приглашая жителей в церковь.
- А мы в это время, -- вспоминают комсомольцы 20-х годов, -- шли на свой праздник в клуб. Здесь нам предстояло вступить в ряды комсомола.
- Помню, как в 1920 году к нам в село Михайловское прибыл из Ставрополя Виктор Бабенко, -- рассказывает Григорий Иванович Уваров. – Нас, беднейшую молодёжь, собрал старый коммунист Георгий Иосифович (правильно Исифович) Пьянов. Виктор Бабенко рассказывал нам, чем должна заниматься создаваемая ячейка.
- Кто желает бороться за правду, за дело коммунистической партии, становитесь в ряды комсомола! – призывал Виктор Бабенко.
Виктор Алексеевич Бабенко, 1903 года рождения, член РКСМ и член РКП (б) с 1920 года, один из организаторов комсомола на Ставрополье, участник Великой Отечественной войны.
* * * * *
- Представитель Ставропольской комсомольской организации рассказывал о целях и задачах РКСМ, -- вспоминала Марфа Нестеровна Кулешина (в замужестве Шаповалова). – Затем состоялся приём в комсомол. Первой в ряды Российского Коммунистического Союза молодёжи приняли меня, может быть потому, что в 1918 году в красном партизанском отряде К.А.Трунова я была сестрой милосердия. Секретарём ячейки избрали Елену (Лелю) Комаревцеву – активную, энергичную девушку. Всего было принято в комсомол 10-12 человек.
- В комсомоле я была до 1922 года, -- продолжала рассказывать Марфа Нестеровна. – В сентябре 1920 года меня приняли кандидатом в члены РКП (б), а в 1921 году я уже была членом РКП (б).
Старожил села, комсомолец с 1920 года Николай Дмитриевич Самарский рассказывает: « Когда я вступил в комсомол, в ячейке уже было десять человек. Хотя я и окончил лишь один класс Михайловского училища, но читать умел, а вот писать – увы. Поэтому заявление с просьбой о приёме в комсомол писал Миша Комаревцев
Со временем дом, где находилась ячейка, стал тесен для проведения массовых мероприятий, и тогда нам передали помещение бывшей лавки-ресторана торговца Бойченко. Вместе с плотниками мы отремонтировали в клубе сцену, скамейки. Здесь проходили репетиции и выступления художественной самодеятельности. Осенью 1920 года по заданию партийной организации мы собирали у крестьян нашего села хлеб для голодающих детей…».
В комсомоле я не была, -- рассказывала Мария Александровна Коныжева. – А по вечерам в народный дом ходила. По воскресеньям много народа собиралось посмотреть «представление». Интересно было смотреть не только потому, что на сцене играли комические инсценировки на злобу дня, но главное – артисты свои, Михайловские.
В голодный 1921 год в поисках хлеба и заработка часть членов РКП (б) и комсомола выехала из села. Налаженная партийно-комсомольская работа дезорганизовалась, распался женотдел. Вся политико-массовая работа в селе прекратилась.
В начале января 1923 года в селе Михайловском остановились на отдых 22 и 23 полки Апанасенковской дивизии; политотдел дивизии помог восстановить партийную ячейку из 20 членов РКП (б), а также ячейку РКСМ. Вновь был создан женотдел из 25 человек, который регулярно по воскресным проводил собрание с женщинами. Были созданы политкружки: 1-й степени посещало 24 человека, занимались три раза в неделю; 2-й степени посещало 18 человек, два занятия в неделю.
Кружок «Безбожник» посещали 24 человека, из них 10 женщин. Был организован драматический кружок из 18 человек, в том числе из 10 женщин. Кружок давал два спектакля в месяц.
При художественной самодеятельности был создан комсомольский струнный оркестр в составе: скрипка – Георгий Петрович Фомин, руководитель оркестра; гитара – Мария Петровна Фомина, балалайка – Иван и Григорий Космачёвы; мандолины – Иван Ионин и Сеня Чернов.
Этот сельский оркестр был весьма популярным. По воскресеньям в клуб приходила молодёжь со всего села. Всех желающих он не мог вместить, потому что рассчитан был на 1000 мест без «галёрки». На «галёрке» размещались пионеры. Остальная молодёжь заполняла прилегающую Красную улицу гулянием. Оркестр существовал по 1927 год.
Партийная ячейка возобновила политико-массовую работу на селе. Регулярно по субботам коммунисты в центре села проводили собрания крестьян, а по воскресеньям – на окраинах. На этих собраниях присутствовало до трёхсот крестьян и крестьянок. Здесь обсуждались наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, конкретные дела жизни села. Сельчане тянулись к знаниям. Очень активно работали ликбезы. Всё большую популярность получали среди населения газеты и журналы. Жители села выписывали 20 экземпляров газет «Власть Советов», две газеты «Правда», 13 журналов «Крестьянка», два журнала «Безбожник», два журнала «Комсомолец».
На окраине села комячейка открыла две избы-читальни. Вновь возобновилась и комсомольская работа.
- Я был грамотным, -- рассказывал Иван Андрианович Кривошлык, -- и, дежуря в клубе, по просьбе крестьян, писал разные заявления, читал газеты. По вечерам я и другие комсомольцы получали оружие и уходили на патрульную службу: в то время бандитов в округе было немало. С каждым воскресеньем численность комсомольской ячейки увеличивалась. В начале двадцатых годов мы, комсомольцы, убирали общественный хлеб, занимались озеленением улиц. В 1924 году меня избрали секретарём ячейки.
Комсомольцы двадцатых годов проводили большую культурно-массовую работу среди населения. Вот что рассказывает об этом Михаил Иванович Морозов, 1907 года рождения:
В 1923 году, когда я вступил в комсомол, было решено при коллективе художественной самодеятельности нашей ячейки создать, как тогда её называли, «живую газету». Она пользовалась успехом среди односельчан. Клубный зал всегда был переполнен людьми разных возрастов. Через «живую газету» мы внедряли в жизнь новый быт и культуру, вели беспощадную борьбу с религиозными пережитками.
Кулешина (урождённая Данилова) Нина Афанасьевна, 1900 года рождения, рассказала:
- В 1923 году на Михайлов день пришла я с Ваней Кулешиным в клуб, чтобы зарегистрировать с ним свой брак. В то время крестьяне ещё свадьбы устраивали, жениха и невесту в церковь под венец водили. А мы не ходили в церковь, запрещено. Иван-то мой был коммунистом. Ох. Как меня сельчане осуждали, мол, невенчанная. В клубе нам брак регистрировал секретарь ячейки РКП (б) Георгий Исифович Пьянов. Когда дошла моя очередь, секретарь сказал: «Скрепить брак своей подписью», то я с радостью расписалась.
- Грамотная, -- сказал он.
- В ликбезе училась, -- ответила я.
- Именем Российской Социалистической Федеративной Советской республики брак считаю законным! – торжественно сказал Георгий Исифович.
Комсомольцы проводили большую работу по организации «Общества долой неграмотность – ОДН», а в декабре 1925 года Ставропольским окружным управлением ОДН в газете «Власть Советов» был объявлен конкурс на лучшую ячейку ОДН.
При подведении итогов конкурса главную премию получила ячейка ОДН села Михайловского. Членов ОДН вначале было 35, стало 165. Об этом рассказывает Глафира Андреевна Уварова (врач по профессии):
- С 1924 и по 1926 год я была пионервожатой, состояла членом ОДН. Был у нас тогда лозунг «Грамотный, обучи неграмотного!». Крестьяне хотели учиться, но школ не хватало. Поэтому открыли ликбезы в частных домах. Учителями были мы, комсомольцы. Сами мы учились в школе, а взрослых обучали в ликбезах мы.
- Мне тоже хотелось учиться, -- вспоминает Пётр Фёдорович Чебоненко. – Но я не имел возможности, так как работал по найму у кулаков. Мой отец числился в селе иногородним, и земли ему община не выделяла, а получил он её только при Советской власти. Комсомол мне помог закончить ликбез. Грамотность помогла мне стать колхозным трактористом и первым в селе Михайловском комбайнёром МТС. Комсомол – слово-то какое милое сердцу моему. Я с благодарностью вспоминаю о комсомоле, который дал мне путёвку в жизнь.
Большую работу среди молодёжи села проводил комсомол и по созданию добровольных организаций обороны. В избе-читальне были открыты уголки Осоавиахима, МОПРа, Красного креста. Для девушек работали курсы медсестёр.
Первыми курсантками были: Мария Масленникова, Антонина Кулешина, Глафира Уварова, Мария Камынина и другие.
В июне 1927 года Михайловская комсомольская ячейка провела большое собрание с беспартийным активом, на котором присутствовало около тысячи человек. Шёл разговор об обороне страны. Участники этого собрания хорошо помнят, как оживлённо проходило оно. Выступающие с трибуны заявили, что они все, как один, готовы встать на защиту рабоче-крестьянской власти и вступить в ряды Красной армии.
Смотришь на пожелтевшие от времени фотографии комсомольцев тех лет (а их в живых мало осталось) и видишь, что грудь каждого из них украшена военно-физкультурными значками ГТО, БГТО, ГСО, «Ворошиловский стрелок». Они готовы к борьбе за новую жизнь против любого врага.
Комсомольцы Михайловского по поручению ВКП(б) принимали активное участие в агитации за вступление крестьян в колхоз, а также в хлебозаготовках. Для выполнения решения Северо-Кавказского крайкома ВРКСМ о проведении «Хлебной эстафеты» в августе 1930 года была организована комсомольско-молодёжная бригада по обмолоту озимой пшеницы. Комсомольцы выполняли все работы на молотильной паровой машине: молотили, взвешивали и отправляли хлеб на подводах в заготзерно.
Стали они в то время работать и на животноводческих фермах, которые создавались в колхозе «Гигант».
Журнал «Ставрополье» № 5 за 1924 год сообщал: «… в детском доме № 1города Ставрополя пионерская организация имени Розы Люксембург принимала Михайловских школьников в июне 1923 года…». Так впервые небольшая группа ребят познакомилась с первыми пионерами в городе Ставрополе. А в конце октября 1923 года Михайловская ячейка РКСМ организовала в центральной школе первый пионерский отряд имени Степана Халтурина, переименованный в январе 1924 года в пионерский отряд имени Владимира Ильича Ленина.
Вот так в нашем селе был организован первый пионерский отряд. После окончания в школе занятий, в класс вошёл молодой человек. Одет он был в гимнастёрку зелёного цвета, по-военному подтянутый.
- Я -- Саша Воронцов, -- сказал вошедший. – У нас в школе буду создавать пионерский отряд. (В первом издании книги «Село, устремлённое в будущее» допущена ошибка. Проверено, что первым пионервожатым был Александр Воронцов, а Иван Пустосёлов вступил в комсомол в 1924 году и был назначен вожатым этого пионерского отряда).
- А кто такие пионеры? – тут же раздалось несколько голосов, и класс наполнился шумом.
Александр Воронцов рассказал. Что в Москве создана пионерская организация имени Спартака. Российский Коммунистический Союз молодёжи постановил по опыту пионеров столицы создать по все стране детские пионерские отряды. В них принимают детей рабочих и крестьян.
Далее он разъяснял «Закон юных пионеров» и «Торжественное обещание юных пионеров», сказал, что будет пионерским вожатым.
Кто желает записаться в пионеры? – спросил вожатый.
- Пишите, Уварова Груня…
- И меня запишите, Уварова Лида…
- Калинина Мария, Калинина Паша, Уварова Лена, Лукьянов Илья, Фомин Павел, Губкин Саша…
- Филиппенко Машу запишите, -- тихо сказала одна из девочек.
- Нет, -- ответил вожатый. – Тебя, Маша, не могу. Твой папа имеет собственную лавку.
- Записалось двенадцать человек, в том числе и автор этой книги. Это было хорошее начало. Ведь в то трудное время иные неграмотные родители не пускали своих детей в пионеры. А тут ещё священник церкви говорил, что записанных в пионеры детей бог покарает.
Но постепенно новое брало верх над отживающим. В канун шестой годовщины Великого Октября состоялся приём в пионеры. Вожатый принёс в класс Красное знамя, горн и барабан. Старшие по возрасту подходили к пионерскому знамени и давали Торжественное обещание юных пионеров: «Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю Закон пионеров и буду ему повиноваться».
Давший клятву, преклонял колено, целовал краешек знамени. Затем вожатый повязывал пионеру красный галстук.
Основные задачи пионеров: хорошо учиться, помогать инвалидам гражданской войны, принимать активное участие в субботниках, в уборке общественного урожая и других мероприятий, проводимых комсомолом, участвовать в художественной самодеятельности, в «живой газете». Пионеры пели: «…Мы синеблузники, мы профсоюзники, мы новой жизни трубачи», ходили в походы с песнями «Взвейтесь кострами, синие ночи!», «По долинам и взгорьям…», а на сборе «безбожник» пели и такую песенку:
Пионеры, дети новой эры,
А где ваша пасха?
Наша пасха – бабушкина
сказка,
Вот где наша пасха.
Пионеры, дети новой эры,
А где ваша троица?
Наша троица в три шеренги
строиться,
Вот где наша троица.
Пионеры, дети новой эры,
Кто вас любит, ценит?
Любит, ценит дедушка наш
Ленин,
Вот, кто любит, ценит.
Прошло много лет. И теперь можно сказать, что первые пионеры села честно выполнили своё «Торжественное обещание». Были они все комсомольцами, многие стали членами КПСС. Одни из них сейчас на пенсии, других нет в живых. Начатое ими в родном селе Михайловском пионерское движение выросло и окрепло.
Поделиться в: