Новости Ставропольского края

История края Михайловск Статьи


История Михайловск. Народное образование

Содержание

    Такой дикой страны, -- говорил Владимир Ильич Ленин о дооктябрьской России, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания – такой в Европе не осталось ни одной, кроме России.
    Царское правительство в основном вводило учебные заведения только для дворянско-помещичьей знати и государственных чиновников, а крестьянство и мастеровой люд оставались неграмотными. Но с годами укреплялось сельское хозяйство, появилась торговля и кустарная промышленность, укреплялось финансовое дело на селе. Волостному правлению требовалось всё больше грамотных людей для управления всей хозяйственной деятельностью. Министерство народного образования в 1882 году открывает в селе Михайловском одноклассное приходское училище. Оно было построено из дерева, стоимостью в 3000 рублей. Классная комната имела 540 кубических аршин воздуха и освещалась с восточной и западной сторон. При училище имелась квартира учителя из 2-х комнат. В училище обучалось 38 мальчиков и 13 девочек.
    Как проходили в этом первом училище занятия дореволюционного времени, рассказывает бывший ученик, старейший житель села Михаил Ермолаевич Горяинов:
    - В первый класс я поступил в 1902 году. В классе тогда стояли длинные столики и к ним были приставлены такой же длины скамейки. Столики стояли в два ряда. Первый урок начинался с молитвы, затем чтение по букварю, письмо и арифметика.
    Другой бывший ученик этого училища Иван Алексеевич Дьяконов рассказывал:
    - В 1910 году я учился во 2-ом классе. Из учебников были «Родной мир» и «Арифметика». Учительницей у нас была Раиса Андреевна Журавская. Вела она одновременно первый и второй классы. Если первый класс занимался арифметикой, то мы -- чтением или письмом. Святой отец местной церкви Константин Руднев на первом уроке проводил молитвы, а после обеда учил нас «Закону божьему». На столе у него лежала гибкая хворостина, которую он приносил с собой. Она часто была у него в ходу.
    В 1892 году было основано одноклассное церковно-приходское училище в наёмном доме, в котором обучалось 30 мальчиков и 20 девочек.
    1896 год надлежало «…ознаменовать предстоящее священное коронование их Императорских величеств государя Императора Николая Александровича и государыни Императрицы Александры Фёдоровны открытием…» в 1897 году нового здания для церковно-приходского училища (ныне 8-летняя школа). В нём обучалось 44 мальчика и 13 девочек. Учитель Иван Соколов.
    Третье министерское одноклассное училище основано в 1902 году стоимостью в 5000 рублей (Тутовская школа). В нём в 1909 году обучалось 42 мальчика и 16 девочек. Учительница Екатерина Ивановна Руднева.
    Четвёртое – министерское училище с двумя классными комнатами с трёхклассным обучением было основано в 1905 году стоимостью в 7000 рублей (Центральная школа № 1), в училище обучалось в 1905/1906 учебном году 37 мальчиков и 37 девочек. Учительница Екатерина Ростовцева работала в селе Михайловском с 1898 года.
    Ещё две школы были открыты на хуторах. Кизиловское одноклассное училище основано в 1897 году и Белобородовская церковно-приходская школа в 1900 году.
    «В училищах не было в наличии своего школьного фонаря, -- записано в архивных документах. – Внеклассных библиотек или других народнообразовательных учреждений не имеется»
    Так были бедны наши школы дореволюционного периода. «К 10-й годовщине Октябрьской Революции Советская Россия должна быть поголовно грамотной», -- завещал В.И.Ленин советскому народу.
    Свергнув царское правительство, Советское государство немедленно издаёт закон об отделении церкви от государства. Народное просвещение из рук духовенства отобрано. В стране открываются новые школы, не похожие на старые.
    Школа должна быть единой, общедоступной, бесплатной и содержаться на средства местных Советов.
    Советская власть призвала учителей готовить сознательных граждан Советской республики. Для этого, кроме грамоты, учитель обязан рассказывать детям о Коммунистической партии, о Советской республике, о том, как боролись рабочие и крестьяне с помещиками и фабрикантами.
    В селе Михайловском создавались первые курсы самообразования (ликбезы). Здесь в основном учились взрослые. К осени были не полностью укомплектованы первоклассниками четыре школы и приступили к занятиям по новой программе. Врач, пенсионерка ГлафираАндреевна Уварова рассказывает:
    - 1921 год запомнился на всю жизнь. Мне исполнилось уже 10 лет, а в школу я не ходила. Год был голодный. Позже я узнала, что Владимир Ильич Ленин в это трудное время для страны самое большое внимание уделял детям, заботясь о сохранении их жизни. Это по его указанию открылись детские дома и приюты. С 1-го сентября 1922 года я стала учиться в первом классе.
    Ещё приведу короткий пример из своей школьной жизни.
    - Мне исполнилось девять лет, в школе не учился. Осенью 1922 года я поступил учиться в первый класс. Вместе со мной занимались дети от 8 до 12 лет. Ходил я в школу, как и большинство моих одноклассников, с сумкой из конопляного холста, которую мне сшила мать. В ней были букварь, тетрадь да привязанная к ней чернильница. Мы очень любили свою школу, свой класс. Постоянно следили за чистотой, бережно относились к школьному имуществу и учились хорошо.
    Ещё с той поры запомнилось мне маленькое стихотворение:

    Туманится поле, темнеют леса.
    В деревне над школой звенят голоса:
    Придите, малютки, в наш светлый приют,
    Здесь радость и шутки, здесь счастье и труд…

    Но не все дети в это время ходили в школу. У одних не было обуви и одежды, других детей удерживало домашнее хозяйство: работа на полях с весны до поздней осени, пастьба домашнего скота. Многие девочки были в няньках, а некоторые родители их вообще не пускали учиться.
    Практически народное образование в селе Михайловском начало широко развиваться с 1923 года. Работали три школы из четырёх. На 1923/1924 учебный год было принято в первый класс 187 детей разных возрастов, во второй – 73 человека. Всего насчитывалось 260 учащихся и семь учителей. Работали, также, две школы для взрослых, где, в основном, учились допризывники (128) человек, которым предстояло служить в Красной Армии. К десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции все школы перешли к полному четырёхлетнему начальному обучению.
    Начальное образование открыло путь учащимся для поступления в фабрично-заводские училища, в сельскохозяйственные техникумы и другие средние общеобразовательные школы.
    Первый выпуск четырёхклассников в Михайловском состоялся в 1927 году. Их было 26 человек. Одни поступили в сельскохозяйственную школу села Московского, другие в ФЗО и средние школы города Ставрополя, а половина осталась трудиться на селе.
    В те годы многие дети школьного возраста оставались вне школы. Принимались самые активные меры для их приобщения к учёбе.
    Все первые учителя имели среднее педагогическое образование, полученное ими ещё до революции. При новых условиях преподавания и учителям нужно было пополнять свои знания, перейти от церковной мифологии к правдивому изложению естественных наук, разъяснять политику Советской власти.
    Александр Миронович Малахов, 1875 года рождения. Вот что о нём рассказывает его бывшая ученица, ныне учительница-пенсионерка Елена Семёновна Уварова.
    - Александр Миронович на уроках обращался с нами хорошо. Он действовал на нас умным словом и убеждением, входил во все мелочи ученической деятельности, не кричал, а глубоко разъяснял все предметы.
    - Александр Миронович был душой нашей комсомольской самодеятельности, -- вспоминает комсомолка 20-х годов Степанида Никитична Ипатова-Григорьева. – Он руководил драмкружком и вместе с нами исполнял различные роли в пьесах. Он пел и играл на скрипке, вовлекал нас в театральное искусство, боролся за новый быт и культуру, и помню любимую его песню на слова русского поэта Алексея Васильевича Кольцова:

    Соловьём залётным
    Юность пролетела.
    Волной в непогоду
    Радость прошумела.
    Пора золотая
    Была да сокрылась;
    Сила молодая
    С телом износилась.

    Исполнял Александр Миронович эту песню увлечённо, душевно, с мягкой лиричностью, которая и осталась в наших комсомольских сердцах на всю жизнь.
    Его жена, учительница Екатерина Михайловна Малахова, 1885 года рождения, была неутомимой, как и муж. Она учила крестьянских детей, играла в драмкружке, а дома воспитывала шестерых детей.
    Владимир Георгиевич Кислов и его жена Тамара Александровна жили и работали в центральной школе. Они также с любовью относились к своим ученикам, принимали близко к сердцу все нужды крестьян, помогали им овладевать знаниями.
    Варвара Семёновна Кубанская с 1922 года по1930 год работала в Красной школе (ныне НСШ). С какой большой любовью, терпением она учила детей грамоте и арифметике, приучала их к нелёгкому крестьянскому труду, к ведению культурного земледелия на опытных грядках школы, учила любить Родину, доходчиво, интересно рассказывала о Владимире Ильиче Ленине и Коммунистической партии. В 1930 году Варвара Семёновна Кубанская была награждена медалью «За трудовое отличие». В своих воспоминаниях она писала: «…В школе обучалось 40 учеников. Они очень любили свой класс, берегли доски и парты. В классе всегда были цветы, за которыми ухаживали девочки. Были детские грядки, где производились опыты».
    Заслуженная учительница РСФСР В.С.Кубанская была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
    Такими были лучшие из первых учителей.
    Важная роль среди учреждений по ликвидации неграмотности и повышению культурного и политического образования среди взрослого населения принадлежала избам-читальням. Здесь читали газеты и рассказывали крестьянам о политике Советской власти, внутреннем и международном положении страны, о культурном ведении сельского хозяйства, вели антирелигиозную пропаганду. По вечерам учили крестьян грамоте. Выпускали стенные газеты. Всё это помогало крестьянам лучше разбираться в политических и хозяйственных вопросах. Избы-читальни, как уже упоминалось, были открыты в селе по инициативе парторганизации и местных Советов, две – на окраинах села и одна – в центре. Собрания проводились по субботам, а на окраинах села – по воскресеньям. В архивных документах сказано: «По воскресным дням к избам-читальням на окраинах села собиралось до 300 человек крестьян и крестьянок. Была великая тяга у крестьян к просвещению, путь к которому открыла Советская власть».
    О библиотеке, так писал Михайловский волостной старшина Денис Куксов в 1909 году, что в селе Михайловском: «…Внеклассных библиотек или других народнообразовательных учреждений не имеется». Местные власти боялись открывать народные библиотеки. Царское министерство внутренних дел секретно предписывало старшинам следить за комплектацией в библиотеках книг, дозволенных Правительством, и на основании Высочайшего повеления изымать из обращения «крамольные». Поэтому библиотека – хлопотное дело, ненужное. Так считали местные власти. Но без книги ни школа, ни учителя, ни другие специалисты обойтись не могут. Все достижения человеческого ума закреплены в книгах и переданы человечеству. Она является величайшей драгоценностью.
    С первых дней Советской власти библиотека в Михайловке заняла центральное место среди просветительских учреждений. Из архивных документов известно, что в 1921-1922 г.г. в голодный год, работа библиотеки была почти прекращена.
    По воскресным дням в 1922 году её посещали от 3-х до 5 человек читателей. С первого января 1923 года вновь была открыта библиотека в наёмном доме скотопромышленника Маршалкина Григория Силантьевича. Книжный фонд составлял 650 книг; здесь были романы, рассказы, стихи и басни, политлитература и по сельскому хозяйству. Книги написаны в увлекательной общедоступной форме. Читаются и запоминаются легко. Ясное и понятное изложение заставляют читателя мыслить, рассуждать и разбираться в вопросах общественной жизни.
    В маленькую однокомнатную сельскую библиотеку пошло много читателей. Уже в феврале их увеличилось до 270 человек. Многие читатели не могли попасть, чтобы получить нужную книжку. Возникали споры. Работники библиотеки отдавали предпочтение тем, кто в первый раз пришёл за книгой. Было решено создавать передвижные библиотеки по сто книг в каждой на окраинах села.
    За годы Советской власти много раз наша сельская библиотека переживала трудные периоды: то прекращала свою работу, то вновь возобновляла свою деятельность. Многие работники культуры в настоящее время называют разные сроки открытия первой библиотеки в селе Михайловском.
    Первая Народная библиотека, открытая в первые годы Советской власти в селе Михайловском, навсегда останется в памяти народа.

    * * * * *
    Центральное правление общества «Долой неграмотность» в апреле 1927 года в циркулярном письме ко всем губерниям и политпросветителям сообщало: «… Дело ликвидации неграмотности к 10-летию Октябрьской революции, завещанное нам дорогим Ильичём, к маю с.г. оканчивает свой первый этап, первый год плановой и ударной работы. В целях подведения итогов организовать трёхдневник 1,2,3 мая по ликвидации неграмотности. Все на борьбу с неграмотностью».
    Итоги были подведены. Около 90 процентов основного населения села умели читать и расписываться.
    С 1-го января 1931 года на базе центральной начальной школы в селе Михайловском открылась школа крестьянской молодёжи с одним шестым классом (эти учащиеся временно обучались в пятом классе города Ставрополя) и тремя пятыми классами. Позже ШКМ была преобразована в неполную среднюю школу – НСШ. Возрастной состав пятых классов был разный. Здесь учились первые выпускники четвёртого класса 1927 и 1930 годов. Первым директором ШКМ была Ирина Тихоновна Яковцева. Было немало и других трудностей в работе школы. Не хватало бумаги, письменных принадлежностей. Несмотря на это, крестьянские дети с жадностью овладевали знаниями. Шекемовцам выпал самый трудный 1933 год. Голодный год. В школе ученикам давали на обед один половник кукурузной мамалыги без хлеба и жиров. Первый выпуск седьмого класса школы крестьянской молодёжи состоялся в 1933 году. Свидетельство об окончании ШКМ получили: Виктор Ильин, Иван Бобров, Алексей Березуев, Иван Небытов, Аркадий Шелег, Татьяна Масленникова, Надежда Уварова, Любовь и Елена Протасовы, Александра Кулешина, Пелагея Нартова, Мария Чигорева, Дарья Авдеева и другие. Десять человек из седьмого класса умерли от голода-мора. Из тех шестых классов уже в НСШ был сформирован один седьмой класс, выпуск которого состоялся в 1934 году. Неполное среднее образование получили: Павел Иванович Хитров (позже стал кандидатом исторических наук, доцент); Нина Ильинична Камышина (теперь Рыдченко), отдавшая всю свою трудовую жизнь просвещению михайловской молодёжи.
    С благодарностью вспоминают ученики той поры своих учителей школы крестьянской молодёжи Ирину Тихоновну Яковцеву -- преподавателя русского языка и литературы, Леонида Андреевича Киценко -- биолога, Пантелеймона Григорьевича Мараховского – математика, Николая Дмитриевича Ильина – физика, Надежду Ефремовну Орехову -- преподавательницу немецкого языка и других.
    Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения школьных зданий не хватало. По решению сельского Совета лучшие конфискованные дома выселенных зажиточных крестьян (кулаков) были отданы под восемь школ. Эти школы именовались: школа Кузнецова, школа Иноземцева и по имени учителей, живущих в них, школа Ласкавой, Ильинской, Протасовых, Ильина, Бичая и т.д. А первая дом-школа имени героя гражданской войны Василия Ивановича Книги была открыта ещё в 1928 году. Все школы села были переполнены. Работали они в две смены.
    На базе НСШ в 1937 году открылась средняя школа с одним восьмым классом. А в сентябре 1939 года распахнула двери новая типовая двухэтажная средняя школа (сейчас школа № 1). Первый выпуск десятого класса состоялся в 1940 году. Аттестаты зрелости об окончании средней школы получили восемь человек – Николай Пичко, Евгений Злобин, Анна Пичко, Владимир Совостин, Анна Багрова, Вера Нартова, Мария Чигорева.
    В 1941 году состоялся второй выпуск десятиклассников. Их было 28 человек. Они получили аттестаты 22 июня, в день начала Великой Отечественной Войны.


    Поделиться в:

    Категория: История края | Добавил: первый
    Всего комментариев: 0
    avatar