Гео-Образование
Рубрика: Урок географии 8 класс
Тема: История заселения, освоения и исследований территории России Урок: Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.

Содержание

    1. Территориальные изменения России в XX  в.

    Крушение Российской Им­перии в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финлян­дия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупи­рованная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны­нешней России, Украины, Бело­руссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные госу­дарственные образования. Но в ре­зультате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство  СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

    В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии,  Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоеди­нена населенная украинцами Се­верная Буковина.  В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония.

    В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Вос­токе — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результа­те разгрома Японии).

    В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государ­ства — бывшие союзные республики. (см. рис. 1)

    Присоединение и утрата территорий России в ХХ в.

    Рис. 1. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в. (Источник)

    2. Российские исследования в Арктике

    Начиная с XX века,  в России усиливается  практическая роль географической науки. Особенно после  того, как был провозглашен сдвиг  хозяйства на Восток - в малоосвоенные  районы Сибири  и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения -  без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.

    В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.

    Шмидт (слева) и Воронин (справа)

    Рис. 2. Шмидт (слева) и Воронин (справа) (Источник)

    С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком. (см. рис. 3)

    Северный Морской Путь

    Рис. 3. Северный Морской Путь (Источник)

    Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. проходил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. (см. рис.4)

    Папанин И.Д. на дрейфующей станции

    Рис. 4. Папанин И.Д. на дрейфующей станции

    Новая эпоха  в исследовании этого района  началась  с появления атомных ледоколов.

    17 августа  1977 года  ледокол «Арктика» стал первым  в истории достигшим  Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.

    Рис. 5. Атомоход "Арктика" (Источник)

    3. Исследования Сибири и Дальнего Востока

    В советские годы были практически завершены географические откры­тия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географиче­ских объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо из­вестных территориях.

    В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних районах Вос­точной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, названная в честь И.Д. Черско­го, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария.

    Рис. 6. С.В. Обручев

    Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены  месторождения  руд цветных металлов. (см. рис.7)

    Рис. 7. Н.Н. Урванцев

    В 30 годы геолог  Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. Его предвидение оправдалось, в 60 годы в Западной Сибири были обнаружены огромные месторождения нефти. (см. рис.8)

    Рис. 8. И.М. Губкин

    В 50-ые годы в Якутии  ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой  были обнаружены  месторождения коренных алмазов. (см. рис. 9)

    Рис. 9. Попугаева Л.И.  Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего разви­тия транспорта. К центрам нефте- и газодобычи Западной Сибири, лесо­перерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были про­тянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская ма­гистраль, полностью задействован Северный морской путь.

    Рис. 10. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) (Источник)

    4. Современные исследования

    В XXI веке в России продолжаются научные исследования и экспедиции по изучению территории страны. Обладая огромным Арктическим побережьем, Россия продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В  2011  на льдине работает станция «Северный полюс-38».(см. рис. 11)

    Рис. 11. Дрейфующая станцмя "Северный полюс-38"

    Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специальная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова - часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.

    Рис. 12. Хребет Ломоносова (Источник)

    Наряду с крупными экспедициями продолжается систематическая работа по углублению географических знаний о нашей стране. Для этого все шире  применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и экологией,  осуществляемые специальными спутниками   «Метеор», «Океан»,   «Ресурс».

    В связи с влиянием  человека   на   природу   изучается воздействие на нее различных     предприятий промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта. Создаются Геоинформационные системы (ГИС)  для сбора, хранения, переработки, анализа географической информации  с последующим использованием ее для развития хозяйства страны.

     

    Список рекомендованной литературы

    1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе.
    2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт. В.П. Дронов, В.Я. Ром.
    3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд. «Дрофа» 2012.
    4. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ» . Учебник «Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева.  Атлас.

     

    Другие уроки на эту тему

    • Этапы и методы географического изучения территории (Источник).

     

    Узнай больше по теме

    1. Рейс «Арктики» на Северный полюс: как это было (Источник).
    2. Завершилась ледовая эпопея атомохода «Арктика» (Источник).
    3. Хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа РФ — такие данные получило Минприроды РФ в результате анализа модели земной коры (Источник).

     

    Виртуальные и реальные эксперименты

    • Изменение территории России на протяжении веков. Интерактивная карта (Источник).

     

    [Л1]Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.


    Поделиться в:

    Категория: Урок географии 8 класс |
    Всего комментариев: 0