Армяне – основное население Армении, общая численность которого около 7 млн. человек. В том числе в Армении – 3 083 600 человек, компактно расселены в Нагорном Карабахе - 145,6 тыс. человек.
Этногенез
Этногенез армян (формирование армянского народа) — сложный процесс выделения армянской этнической общности, происходивший на Армянском нагорье на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов. Существует две основные версии армянского этногенеза, одна из которых (миграционно-смешанная гипотеза) является доминирующей в мировой исторической науке, так как поддерживается наибольшим числом авторитетных мировых специалистов. Согласно основной версии, этногенез армян произошёл в период с конца II тысячелетия до н. э. до IV—II века до н. э. в результате этнического растворения малочисленных мигрировавших с запада индоевропейцев в массиве хурритов, урартов, лувийцев и хаттов, населявших Армянское нагорье. Новый этнос в силу определённых обстоятельств сохранил в основе протоармянский язык индоевропейского этнического меньшинства. В самой Армении наибольшее распространение имеет автохтонная версия армянского этногенеза, в основном базирующаяся на различных «хайасских» гипотезах, согласно которым этнические армяне населяли Армянское нагорье со значительно более раннего периода.
Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9—6 вв. до н. э. В 6 в. до н. э. в древне-персидских текстах упоминается «страна Армина» (древне-греческий — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание.
География расселения
Армяне принадлежат к числу рассредоточенных в мире этносов.
По некоторым источникам численность армян в мире составляет примерно 10 миллионов человек, из которых лишь одна треть проживает в Республике Армения (более 3 млн чел., составляя там до 98 % населения). Остальные живут более чем в 70 странах (преимущественно в городах):
Крупные армянские диаспоры существуют в России (1 130 491 человек – по данным переписи 2002 года), США (700 тыс. человек), Грузии 437,2 тыс. человек, Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Ливане (150 тыс. человек), Турции (150 тыс. человек), Аргентине (70 тыс. человек), Украине (54 тыс. человек), Узбекистане (50 тыс. человек), Туркменистане (32 тыс. человек), Болгарии (25 тыс. человек), Канаде (20 тыс. человек), Ираке (20 тыс. человек), Казахстане (19 тыс. человек), Австралии (16 тыс. человек), Греции (15 тыс. человек), Египте (15 тыс. человек), Уругвае (15 тыс. человек), Великобритании (15 тыс. человек), Кувейте (10 тыс. человек), Румынии (6 тыс. человек), Индии и др.
В России армян намного больше, чем в любой другой стране за пределами Армении. Как показали материалы переписи 2002 г., 68% армян России сосредоточились практически в двух основных европейских регионах страны: Центральный федеральный округ (ЦФО) - Москва и Московская область (15%) - и особенно Южный федеральный округ - ЮФО и СКВО - (54%). Количественно в наибольшей степени российские армяне представлены в ЦФО - в Москве, а в СКФО - в Краснодарском крае, ставших основными регионами исследования. Самый стремительный рост численности армян произошел в столице, где количество их в период 1989 - 2002 г. выросло не в два, как по РФ в целом, а в три раза (с 44 тыс. чел. до 124 тыс. чел).
Динамика и численность в городской и сельской местности
Между последними переписями с 1959 по 2002 год численный состав армян в России удвоился (212% по отношению к численности в России в 1989 году). Ранее их насчитывалось 532 тысячи, теперь - 1,1 миллиона человек. Причины роста численности очевидны - интенсивная миграция с конца 1980-х годов из Армении (землетрясение) и Азербайджана (Карабахский конфликт). Вторая причина - положительный демографический рост, особенно в среде выходцев из сельской местности.
Многочисленна диаспора армян и в Ставропольском крае. Пополнение диаспоры способствует ее упрочению в Ставропольском крае в количественном и качественном отношениях. Увеличивается численность диаспоры, сохраняется ее этнокультурная самобытность, формируется общинное самосознание, организуются общественные объединения. Динамика численности армян в крае, по сведениям А.В. Авксентьева и В.А Авксентьева выглядит следующим образом:
ГодКоличество (чел.)Доля в населении, %
197030 1001,5%
198039 0001,8%
198970 1712,9%
1990102 4003,9%
По данным Ставропольского краевого комитета государственной статистики, на начало 1999 г. из 2 659 9 тыс. населения края армяне составили 115,0 тыс.; на начало 2000 г. из 2 692 тыс. жителей края они составили 4 % населения. Как отмечает В.С.Белозеров, в некоторых районах Ставрополья – Буденновском, Георгиевском, КМВ, Курском, Минераловодском, Предгорном – армянское население отличается существенной интенсивностью прироста и высокой степенью концентрации. К концу 90-х гг. на Ставрополье сложились места компактного проживания армян, в частности, Ставрополь (третья позиция в численном составе), Пятигорск, Кисловодск, Минеральные Воды, Буденновск, Георгиевск и Георгиевский район, Грачевский район, Шпаковский район (вторая позиция в численном составе) и т.д.
Также следует отметить, что в большей степени армяне расселяются в городах
Расчетная численность армян Ставропольского края на 01.01.2001 (тыс. чел.)
Территория Армяне
По краю120,8
Городская 78,5
Сельская 42,3
Конфессиональная принадлежность
В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства, ещё до того, как оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим в Римской империи.
Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелики. Широко распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. В России значительная часть верующих армян — прихожане РПЦ, в силу недостаточного количества армянских приходов, при этом принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам единицы. Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом —хемшилами, большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.
Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи, имеются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры.
Письменность на основе армянского алфавита.
Верующие Армяне - главным образом монофиситы, часть - армяно-католики, католики и протестанты.
Традиции и обычаи
На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции армян как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
1) Гостеприимство. Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю обязательно нужно накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно поесть - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол, тем больше тебе вернется - искренне считают армяне.
2) Традиционное жилище. Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.
Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который была врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.
В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.
Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь, а также ковры.
3) Ковроделие. Ковроделие - один из видов армянского декоративно-прикладного искусства. Главным отличием армянских ковров от персидских, азербайджанских и других ковров является то, что на них изображаются животные и люди. Традиционно в Армении коврами устилают полы, покрывают внутренние стены домов, диваны, сундуки, сиденья и кровати. До сих пор ковры часто служат завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах, ими покрывают сами алтари в церквях. Развиваясь с древнейших времен, ковроделие Армении исстари являлось неотъемлемой частью быта, так как ковроделием занимались почти в каждой армянской семье, притом, что «ковроткачество повсеместно было древним женским занятием армян».
4) Традиционный костюм. Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен.
Западные армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканый шарф, обмотанный несколько раз.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
4) Традиции народных праздников.
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы 14 февраля.. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Этот праздник напоминает праздник Влюбленных, т.к. главные его участники – влюбленные и молодожены. А в остальном он похож на русскую Масленицу. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна...
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» (Вербное Воскресение) (в переводе с армянского означает «Украшенный цветами»). тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
День Святого Саркиса - покровителя влюбленных в Армении, отмечается 19 февраля. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
21 февраля - Международный день родного языка
5) Музыкальные инструменты.
Давул - армянский народный музыкальный ударный инструмент. Имет большую двустороннюю форму, какбарабан с мембранам из овечьей и козлиной кожи. Как правило, используется в качестве сопровождения зурны.
Дудук — армянский духовой музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.
Кану́н ( арм. - Քանոն), струнный щипковый музыкальный инструмент, с трапециевидным корпусом. Получил распространение во всех странах Востока.
Канун вероятно происходит от древнеегипетской арфы, и является родственным инструментом с гуслями, цимбалой и цитрой. Впервые упоминается в арабских источниках X века.
6) Национальные блюда. Армянские кулинарные традиции берут начало из глубокой древности. Известно, что армяне имели представление о процессах брожения и хлебопечения еще 2500 лет назад. Технология приготовления многих армянских блюд в ряде случаев трудоемка.
Непременной частью трапезы является зелень. Побывавший в 1854 году в Армении генерал-лейтенант И.Д. Попко в своем дневнике писал: «Около каждого прибора лежал зеленый лук. У римлян обед начинался яйцами, у армян начинается он луком или какой-нибудь зеленой травою»
Толма является одним из самых популярных блюд в Армении. Часто она готовится по-разному в зависимости от времени года и обстоятельств. Весной мясо (с использованием риса и пряной зелени) оборачивают в виноградные листья и фаршируют капусту, а летом и осенью яблоки, айву, баклажаны, перец, помидоры и прочие овощи. Причем есть также и пасус-толма - толма, которую употребляют во время постов. Пасус-толма это капуста и другие овощи, фаршированные смесью из бобов и зерновых.
В рационе большое место занимают сыры.
Также широкое распространение в Армении получил белый сыр. Также популярны бурдючный сыр (мотал), плетеные сыры чечил и хюсац панир, плесневые сыры канач панир и мклац панир.
Хаш – одно из древнейших армянских блюд, получившее распространение по всему Кавказу и Закавказью. Хаш готовят в определенное время года (сезон «открывается»
поздней осенью и продолжается до наступления теплых дней) и в определенные часы. Так как блюдо готовится очень долго, а кушать его желательно рано утром по причине того, что блюдо очень сытное, то хозяйки готовку начинают c ночи.
Армянской национальной сладкой выпечкой является кята- кондитерское изделие в виде больших слоеных лепешек, имеющих десяток разновидностей, в зависимости от района, в котором живут армяне. Так различают кяту ереванскую, карабахскую и др. Все они отличаются друг от друга только внешним оформлением, но сохраняют единый состав продуктов, обладают одинаковым вкусом и различаются только некоторыми особенностями аромата (ваниль, корица, кардамон) и консистенции.
Главная особенность кяты как изделия в том, что ее оболочка и ее начинка приготавливаются из одних и тех же продуктов, но оболочка превращается в тесто, а начинка представляет собой простое соединение сухой муки и сахарной пудры, перетертых с маслом без добавления жидкости (воды, молока).
Также армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. В годы Советской власти в Армении сельское хозяйство было направлено преимущественно на развитие виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства. Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов.
Поделиться в:
Скачать файл