Гео-Образование
Рубрика: География / Публикации
Влияние законодательства на миграционные процессы в Республике Казахстан

Содержание

    Коржов Илья Юрьевич

    Ставропольский государственный университет

     

    Современный уровень, достигнутый страной в результате экономических и социальных преобразований, позволяет сформировать свою национальную законодательную базу в соответствии с требованиями международных стандартов и тем самым зарекомендовать положение Казахстана на международной арене как страны, предоставляющей режим безопасного пространства как для собственных граждан, так и для мигрантов.

    Основными правовыми документами, составляющими основу регулирования миграции населения, являются Закон Республики Казахстан
    «О миграции населения» от 13 декабря 1997 года, Конвенция «О статусе беженцев» от 28 июля 1951 года, и Протокол, касающийся статуса беженцев от  31 января 1967 года, ратифицированный Республикой Казахстан 15 декабря 1998 года. В Казахстане также принят ряд программных документов по обеспечению прав мигрантов. Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года и от 29 октября 2001 года утверждены соответственно Концепция миграционной политики Республики Казахстан и Отраслевая программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы[3].

    Хотя в целом вопросы прав мигрантов и национальных меньшинств урегулированы национальными нормативными правовыми актами, анализ их норм, выявил ряд недостатков. Так, на сегодняшний день национальным законодательством не предусмотрена возможность подачи заявлений о признании беженцем на границе Республики Казахстан, не регламентирован порядок обращения с лицами, ищущими убежища и нелегально пересекшими границу. В то время как, присоединившись к вышеперечисленным международным договорам, Республика Казахстан приняла на себя обязательства по приему лиц, ходатайствующих о признании беженцев.

    Серьезной проблемой для беженцев является получение вида на жительства, поскольку зачастую для них представляется затруднительным подтвердить свою платежеспособность в период пребывания в Республике Казахстан в соответствии с требованиями законодательства. Еще одним сложным вопросом является отсутствие у беженцев необходимой информации о деятельности соответствующих органов государственной власти, порядке и формах оказания помощи. Основными проблемами здесь являются ограничение прав задержанного на доступ к адвокату и процедуре определения статуса беженца, неоправданная закрытость процедуры принятия решений по запросам об экстрадиции, несоблюдение предельных сроков задержания, установленных национальным законодательством и международными соглашениями. 

    Отсутствие системного подхода и четко выработанной государственной политики в отношении беженцев, существующие пробелы в законодательстве и наличие норм, препятствующих лицам, ищущим убежище, в его получении, а также нерегламентированность некоторых действий по предоставлению статуса беженца не позволяют в полной мере говорить об урегулированности данного вопроса в Республике.

    Благоприятная социально-экономическая ситуация в Республике Казахстан увеличила поток иностранных граждан,  прибывающих на постоянное проживание. В том числе по приглашению Президента страны, возвращается на историческую Родину и такая категория граждан как оралманы.

    Оралманами, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 204-1 «О миграции населения», являются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие, на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и прибывшие в Казахстан.

    Получив разрешение на постоянное проживание, согласно миграционного законодательства, оралманы и члены его семьи могут ходатайствовать о приеме в гражданство Республики Казахстан, как через Администрацию Президента РК, так и в упрощенном порядке, который  распространяется на лиц, прибывших из Российской Федерации, Украины, Беларусии, Кыргызстана. Все оралманы, при оформлении вида на жительства, освобождаются от подтверждения платежеспособности, кроме того, при приобретении гражданства РК, согласно ст. 504  Налогового кодекса, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Одновременно им установлены определенные льготы и компенсации. Однако, в соответствии ст. 15 настоящего Закона, статус оралмана прекращается после получения им  гражданства РК.

    Согласно ст.4 Закона « О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан,  является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан, в связи с чем, оралманы, принявшие Казахстанское гражданство, на основании справок установленного образца, обязаны получить указанные документы, но большинство не торопится этого делать.

    В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека. Вместе с тем, получив гражданство Республики Казахстан, оралман несет определенные обязанности перед государством, закрепленные ст.12 Конституции Республики Казахстан.   

    Отсутствие  документов предусматривает административную ответственность, так как в соответствии со ст. 377 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»  от  20.01.2006 года, проживание граждан без паспорта либо удостоверения личности, или по недействительному удостоверению, а также проживание без регистрации по месту жительства или временного пребывания сроком свыше трех месяцев, влекут предупреждение или штраф в размере до одного месячного расчетного показателя. [5]

    Естественно, есть нарушения в соблюдении прав оралманов.

    Со времени обретения Казахстаном независимости на историческую родину переселились на постоянное место жительство около 400 тыс. этнических казахов. С каждым годом увеличивается количество оралманов, прибывающих вне квоты иммиграции. Количество лиц, имеющих статус оралмана, составляет 134 493 человека, из числа которых дети составляют 53 279 человек (40 %), женщины 60 881 человек (45 %). Основными странами, откуда прибывают оралманы, являются: Узбекистан – 62, 8 %
    (87354 семей), Монголия –11, 8 % (16432 семей), Туркменистан – 8,9 %
    (12436 семей), Китай – 6,4 % (8899 семей), Россия – 5,6 % (7774 семей), Таджикистан – 1,9 % (2619 семей) [3].

    Достичь каких-либо результатов можно только посредством распространения действия международных правозащитных договоров, при чем к этому процессу целесообразно привлечь ресурсы и потенциал международных организаций.

    На решение проблем защиты прав беженцев и оралманов путем проведения мониторинга прав указанных групп населения в Республике Казахстан и повышения уровня знаний органов государственной власти направлен проект «Деятельность по укреплению институционального развития потенциала с целью усиления системы убежища в Центральной Азии», финансируемый Европейским Союзом и УВКБ ООН. 19 октября
    2006 года между Уполномоченным и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев подписано соглашение по реализации данного проекта[2].  

    Соглашением предусматривается проведение анализа текущего состояния прав беженцев в Республике Казахстан на основе мониторинга соблюдения прав беженцев в тех областях, в которых проживает наибольшее количество представителей данной социально-уязвимой группы населения. Также будет проведен анализ текущего состояния прав оралманов в Республике Казахстан на основе мониторинга соблюдения их прав. Проект, кроме того, направлен на распространение информации о возможностях обращения к Уполномоченному, так как количество обращений о нарушении прав беженцев невелико из-за отсутствия у данной группы населения необходимых знаний о возможностях защиты своих прав.

    В рамках реализации проекта организовано два семинара: для сотрудников учреждения Уполномоченного (15.11.06) и представителей государственных органов (20.12.06). Также проведено первое мониторинговое исследование в Карагандинской области.

    Сотрудники учреждения Уполномоченного принимают участие в мероприятиях, посвященных защите прав беженцев и мигрантов. В целях реализации программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейской комиссии «Институциональная деятельность и деятельность по развитию потенциала для укрепления системы убежища в Центральной Азии» сотрудники аппарата Уполномоченного приняли участие в семинаре по правам беженцев, организованном представительством УВКБ ООН в г. Астане (15.11.2006).

    Серьезным вопросом для Казахстана остается нелегальная трудовая миграция. Международные нормы, регулирующие положение работников-мигрантов, содержатся, в частности, в Конвенции ООН 1990 года о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции Международной Организации Труда № 97 о трудящихся-мигрантах, Конвенции Международной Организации Труда № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения. Однако до настоящего времени Республика Казахстан не является участницей данных конвенций.

    В то же самое время благоприятная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в последние годы в Казахстане, сделала  страну своеобразным региональным центром притяжения трудовых мигрантов. По оценкам Управления миграционной полиции МВД РК, в 2008 году в Казахстан приехало около 300 тысяч нелегальных трудовых эмигрантов из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Международные эксперты называют другую цифру: порядка миллиона нелегалов. Легализация незаконных мигрантов позволила решить ряд проблем. Вместе с тем остается актуальным вопрос выработки мер по работе с нелегальными мигрантами, поток которых, очевидно, будет продолжаться[4].

    Этот вопрос обсуждается и со странами СНГ, путем заключения двух- и многосторонних соглашений, регулирующих порядок въезда, пребывания и выезда граждан.

     Взаимодействие с международным сообществом по решению этих и других проблем является основной задачей Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации миграционной политики Республики Казахстан. В заседаниях рабочей группы участвуют представители Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции.

    Список использованной литературы:

    1. Зайончковской Ж.А. «Методология изучения миграционных процессов» - Центр миграционных исследований - М., 2007, 370 с.

    2. http://www.memo.ru/2007/09/26/2609071 - (Правозащитный центр “Мемориал”)

    3. http://www.pavlodar.com/zakon/ - (Закон Республики Казахстан "О миграции населения")

    4. http://www.vecher.kz – (Вечерний Алматы)

    5. http://akimvko.gov.kz/ru/news.htm?id=3167

    Коржов И.Ю. Влияние законодательства на миграционные процессы в Республике Казахстан. Материалы молодежной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. (В рамках Большого географического фестиваля) 9 апреля 2010г./ факультет географии и геоэкологии СПбГУ/ – Санкт-Петербург, 2009.- 559 с  


    Поделиться в:

    Категория: География / Публикации |
    Всего комментариев: 0