Современная демографическая ситуация в России, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.
Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:
• Крайне низкая рождаемость
• Относительно высокий уровень смертности населения
• Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения
• Сверх смертность мужчин в рабочем возрасте
• Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения и очень большая разница их у женщин и у мужчин
• Старение население и трудовых ресурсов
• Положительное миграционное сальдо
В целом о демографической ситуации страны можно судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, естественная прибыль/убыль населения.
Все эти явления, процессы и показатели оказывают значительное влияние на формирование трудовых ресурсов, т.к. трудовые ресурсы являются частью населения страны в целом. Формирование трудовых ресурсов предопределяются процессом воспроизводства населения, т.е. их постоянного возобновления в результате естественного движения (изменения численности и структуры населения в результате рождений и смертей), миграции и перехода людей из одного состояния в другое (социального движения).
Последствиями, например, депопуляции является сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения, что приводит к снижению уровня ВВП.
Пути решения проблемы:
А) стимулирование иммиграции:
- привлечение постоянных иммигрантов;
- привлечение временных трудовых мигрантов;
- расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов из числа соотечественников, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде всего, в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока)
Б) сокращение эмиграции из страны на постоянное место жительства за рубеж россиян, прежде всего высококвалифицированных специалистов путем повышения оплаты труда в секторе науки и образования, создание альтернативных государственным высокооплачиваемых научных центров и т.д.
В) смягчение дефицита рабочей силы за счет оптимизации использования имеющегося человеческого капитала, вовлечения в производство экономически неактивного населения. Политика России Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в 1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух- трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в материально выгоднее однодетных. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти - несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются: * разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов; * разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др. * разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда; * разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании. Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проводимая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации. В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе: * поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми; * содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла; * учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.). Естественная убыль населения России в 1999 г составила 4,8 человек на 10 тыс. граждан. Как передает ИТАР-ТАСС, такие данные привел сегодня, выступая в Госдуме, министр труда и социального развития РФ Александр Починок. Он сообщил, что в прошлом году численность российского населения снизилась до 145,6 млн. человек. А.Починок отметил в целом неблагоприятную демографическую тенденцию в стране. По прогнозам Госкомстата, если эта тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн. человек, к 2025 г - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на 26,1 млн. человек. Причем, уточнил министр, такие прогнозы рассчитывались из учета положительного миграционного сальдо. Без учета этого фактора, по словам А.Починка, к 2010 году население России может составить 121 млн. человек, в результате чего страна с седьмого места в мире по численности своих граждан опуститься на четырнадцатое. Такая демографическая ситуация, по словам А.Починка, может привести "к катастрофе" пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране. Для предотвращения демографического кризиса нужны серьезные, последовательные меры, сказал министр. Правительством уже разработана концепция демографического развития РФ, которая предусматривает выполнения ряда социальных программ, в частности, по снижении уровня внезапной смертности, охране условий труда, борьбе с туберкулезом и наркоманией. А.Починок также отметил, что для повышения уровня рождаемости в стране необходимо значительно повысить социально-экономический уровень жизни людей. "Для того чтобы сегодня семья рожали детей, им необходима уверенность в завтрашнем дне", - сказал министр. Демографическая ситуация и социальная политика в Костромской области. Демографическую ситуацию в области тоже можно назвать критической. За последние десять лет количество жителей в нашей области сократилось без малого на 25 тысяч человек и составило 774 тысячи. Если бы не значительный приток переселенцев в область, население сократилось бы почти на 57 тысяч человек. У нас смертность превышает рождаемость. Тревожит ситуация в Галичском, Кологривском, Макарьевском, Нерехтском районах, где народу умирает в три раза больше, чем рождается. По безрадостным прогнозам специалистов, к 2016 году в нашей области останется 701 тысяча человек. Другая, не менее опасная тенденция - старение населения. В ряде районов области количество людей старше трудоспособного возраста составляет 30 процентов и выше. Увеличению количества пожилых людей способствуют те программы переселения, которые осуществляются и будут осуществляться в Костроме. Ожидается приезд в наш город около 10 тысяч человек, в основном пенсионного возраста. По данным Костромского областного комитета государственной статистики (2001) Современные тенденции в демографических процессах указывают на устойчивый характер процесса депопуляции (снижение численности населения). Устойчивая тенденция сокращения численности населения отмечается с 1992 года с резким увеличением темпов с начала 1996 года. За последние десять лет численность постоянного населения области сократилась на 24,9 тыс. человек, или на 3,1 процента. Среднегодовое же снижение за 10 лет составило 0,3 процента. Произошло это за счет естественных потерь и если бы не значительный приток мигрантов в область, компенсировавший естественную убыль, то сокращение числа костромичей за этот период составило бы 56,9 тыс. человек (в 2,3 раза выше). К началу 2000 года численность постоянного населения области составила 780,7 тыс. человек, из них 514,8 тыс. (65,9%) горожан. 265,9 тыс. (34,1%) сельских жителей, 363,0 тыс.(46,5%) мужчин и 417,7(53,5%) тыс. женщин. По оценке на начало 2001 года численность жителей области составила 774,5 тыс. человек, что на 6.2 тыс. человек меньше по сравнению с началом 2000 года. Динамика и тенденции изменения численности населения на начало года ГодыЧисленность постоянного населения, тыс. человекИзменения численности постоянного населения к предыдущему году (+прирост, -убыль)
тыс. человек%
1989 1804.3
1990805,6+1,3+0,2
1991807,4+1,8+0,2
1992806,8-0,6• -0,07
1993806,3-0,5-0.06
1994804,6-1.7-0.2
1995803,2-1.4-0.2
1996800,13,1-0.4
1997795,6-4.5-0,56
1998791.4-4,2-0.52
1999786.9'-4.5-0.57
2000780.7-6.2-0.8
2001 2774.5-6.2-0,8
1 поданным переписи населения 1989 года 2 предварительные оценочные данные Сокращение численности населения связано со снижением естественного прироста населения и его переходом в 1990 году в естественную убыль (превышение числа умерших над числом родившихся). Уровень естественной убыли по области в 1990 году составлял 0,8 человека на 1000 населения, в 2000 году -10,4 человека. Естественная убыль населения в 2000 году наблюдалась во всех районах области, причем смертность превышала рождаемость в среднем в 2,3 раза. Самыми неблагополучными районами были Галичский, Кологривский, Макарьевский, Мантуровский, Нерехтский и Поназыревский, где число умерших в 3 и более раза превышало число родившихся. С 1990г. среднегодовое число родившихся в области сократилось на 4,1 тыс. человек, или на 40,5 процента и в 2000 году составило 6086 человек. В целом по области за анализируемый период отмечалось резкое снижение уровня рождаемости: с 12,6 новорожденных на тысячу населения в 1990 году до 7,8 - в 2000г. Эта тенденция отмечается и по всей России, но по нашей области уровень рождаемости на 5-8 процентов ниже среднего по стране. Высокий уровень естественной убыли вызван не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения. Уровень смертности повысился с 16,3 умерших на 1000 населения в 1990 году, до - 18,2 в 2000 году. Самый высокий уровень смертности в 2000 I оду наблюдался в Сусанинском (28,4 умерших на 1000 населения), Кологривском (24.3) и Нерехтском (22,8) районах, более благополучная ситуация в г. Волгореченск (10.5) и Павинском районе (13,9). При обшей тенденции снижения численности населения, с 1989 года но 1996 год наблюдалось увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста на 10,4 тыс. человек, или на 5.7 процента. С 1996 года появилась устойчивая тенденция резкого снижения численности и в этой возрастной группе, которое только за четыре года составило 9,2 тыс. человек. На начало 2000 года из каждых ста жителей в пенсионном возрасте находились 24, из них 26 на селе и 22 в городе. С 1989 года наблюдается постоянное снижение доли населения моложе трудоспособного возраста, на начало 2000 года доля этой возрастной группы уменьшилась с 22.6 процента до 19.0 процента или на 4,5 процентных пункта (среднегодовое снижение - 0.4%). В последние семь лет доля населения трудоспособного возраста имеет временную тенденцию к росту, с 1993 года к 2000 году она выросла с 53,9 до 57.5 процента или на 3.6 процентных пункта, это связано с переходом в эту возрастную группу детей родившихся в середине 80-х(когда наблюдался рост рождений, обусловленный принятыми государством мерами по поддержке матерей). Доля населения старше трудоспособного возраста при равномерных незначительных темпах роста на начало 1997 года увеличилась на 1,5 процентных пункта, за три последующих года доля этой возрастной группы снизилась на 0,7 процентных пункта и составила на начало 2000 года 23.5 процента. В наибольшей степени процесс старения затронул Кадыйский, Макарьевский, Мантуровский и Поназыревский район, где доля населения старше трудоспособного возраста составляет 30 процентов. Интенсивное сокращение рождаемости и рост числа людей пенсионного возраста ускорили процесс старения населения. По международным критериям население страны считается старым, когда удельный вес возрастной группы 65 лет и старше превышает 7 процентов, в настоящее время в этом возрасте находится 15 процентов костромичей. Сдвиги в возрастной структуре населения влияют на демографическую нагрузку трудоспособного населения. Демографическая нагрузка непроизводственного населения на 1000 лиц трудоспособного возраста снизилась с 828 человек в 1989г. до 739 на начало 2000г. или на 11 процентов, в том числе по группе детей и подростков - на 20 процентов, лиц пенсионного возраста - на 1,4 процента. Доля пожилых людей в общей численности населения области в 1,2 раза превышает долю детей и подростков до 16 лет. Возрастная структура населения области (на начало года, в процентах) ГодыВсе населениев том числе в возрасте:
Моложе трудоспособногоТрудоспособномСтарше трудоспособного
1989"10022,654,722,7
199010022,754.323,0
199110022,754,123.2
199210022,754,023.3
199310022.453,923.7
199410022,154,023,9
199510021,854,224,0
199610021,454,524.1
199710020.954,924.2
199810020.455.524.1
199910019.856.423.8
200010019.057,523,5
Доля получателей пенсий на начало 2000г. в области составила 28,7% всею населения. Из численности населения области старше трудоспособного возраста (183,6 тыс. человек): лица пожилого возраста (от 60 до 74 лет) составляют 70 процентов, мужчин в этой группе 37 процентов, женщин - 63 процента; лица старческого возраста (от 75 до 84 лет) - 21 процент, мужчин в этой группе 21 процент, женщин - 79 процентов; долгожители (старше 85 лет) - 4 процента, мужчин в этой группе 15 процентов, женщин - 85 процентов. В ближайшие десять-пятнадцать лет в эту возрастную группу войдут лица трудоспособного возраста старше 45 лет, которые сейчас составляют 25,5 процента трудоспособного населения или около 15 процентов от численности всего населения Распределение населения по основным возрастным группам на 1 января 2000г. (тыс.человек) Возрастные группыЧисленность населения:
ВсегоГородскоеСельское
Все население780,7514,8265,9
в том числе в возрасте:
Моложе трудоспособного148,194,154,0
Трудоспособном449,0306,2142,8
из них старше 45 лет114,779,035,7
Мужчины63,042,320,7
Женщины51,736,715,0
Старше трудоспособного183,6114,569,1
Мужчины55,734,521,2
Женщины127,980,047,9
из них:
от 60 до 74 лет128,680.548,1
Мужчины48,129,818,3
Женщины80,550,729,8
от 75 до 8430,518,112,4
Мужчины6,44,02,4
Женщины24,114,110.0
от 85 и старше7,84,63,2
Мужчины1,20,70.5
Женщины6,63,92.7
Численность женщин в области превышает численность мужчин на 54,7 тыс.человек (на 1000 мужчин приходится 1151 женщина). Такое соотношение полов сложилось за счет старших возрастов. По прогнозу Госкомстата России, тенденция сокращения численности населения сохранится и до 2016г. Темпы сокращения численности населения могут составлять не менее 0,6 процента в среднем за год в течение всего прогнозного периода. В результате за 2001-2015годы население области сократится но прогнозу на 79,7 тыс. человек (на 10,2%) и составит на начало 2016 года 701 тые.человек. К 2015г. прогнозируется по отношению к 2000 году снижение числа умерших ни 15.0 процента, общего коэффициента смертности - до 17,2 умерших па 1000 населения, коэффициента естественной убыли населения - до 8,3 человека на 1000 населения. Прогнозируется рост общего коэффициента рождаемости до 9 новорожденных на 1000 населения. Тем не менее, следует отметить, что прогнозируемые тенденции снижения смертности и естественной убыли населения и некоторого роста рождаемости, не обеспечат к концу прогнозируемого периода выравнивания демографической ситуации к уровню 1990 года (для справки 1990г.: коэффициент смертности - 16.3: естественной убыли - 0,8) Темпы снижения численности населения старше трудоспособного возраста до 2009 г. прогнозируются вдвое выше темпов общего снижения численности (в среднем за год - 1.2%). в последующее годы прогнозного периода численность этой возрастной группы увеличится на 8 процентов. Демографическая нагрузка непроизводственного населения на лиц трудоспособного возраста снизится к 2015г. на 12%, причем снижение произойдет только за счет уменьшения численности детей и подростков до 16 лет: Доля людей пенсионного,, возраста в демографической нагрузке превысит долю детей и подростков в 1,6 раза. Обобщающую характеристику демографических процессов дает показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (среднее число лет, которое прожили бы родившиеся в данном году при сохранении на протяжении их жизни современного уровня смертности в каждом возрасте). За 1990-1999г.г. ожидаемая продолжительность жизни населения области сократилась на 3,2-года и составила на начало 2000г. - 64,7 года, при этом у мужчин - 58,8, у женщин -71,5 года. В прогнозе по ожидаемой продолжительности жизни рассматривается ее рост в течение всего прогнозного периода и к 2015г. она может достигнуть 67,8 года. В Костромской области есть законы, которые могут помочь решению ряда проблем демографического кризиса. К ним можно отнести: 1. Закон «О гарантиях прав ребёнка» За 2 последних года депутаты решили вопрос о бесплатном проезде ребёнка на лечение в Кострому, медицинского страхования рождающихся детей. Заложены в бюджет 2001 года средства на погашение долгов по детским пособиям в размере 3 млн. рублей 2. Обл. Думой принята программа «Безопасное материнство» С её помощью удалось переломить ситуацию с младенческой смертностью, пик которой пришёл на 1998 год. Тогда на тысячу родившихся в Костромской области было 21,6 смертей, при общероссийском уровне 16,5. Теперь у нас этот показатель ниже общероссийского на 2 % и составляет 13,9 случаев. Это, конечно же, результат работы наших медиков. Но им помогла та самая, принятая обл. Думой программа «Безопасное материнство». 3. Принято постановление главы администрации Костромской обл. № 472 от 17.11.2000 года «О дополнительных мерах поддержки женщин в связи с рождением ребёнка» 4. Постановление № 28 от 23.01.2001 года «О порядке назначения, выплаты и финансирования единовременного пособия женщинам, нуждающимся в социальной поддержке в связи с рождением ребёнка». Это пособие назначается и выплачивается в целях улучшения демографической ситуации в области, социальной защиты семьи, женщин, детей, воспитания здорового поколения, укрепления роли семьи в воспитании детей. Дети не появляются и не могут жить сами собой. Им нужны родители, нужна семья. Это тоже одна из проблем демографической ситуации. Нужно обратить внимание на молодые семьи. Сейчас в областную Думу поступила законодательная инициатива из Антроповского района. Местные депутаты предлагают включить в список лиц, имеющих право на льготный отпуск древесины на корню, молодые семьи – для строительства собственного дома. Нужно надеяться, что вопрос будет решён, т.к. молодые семьи – это надежда на будущее. Демографическая политика в должном объёме в области не проводится и прежде всего из-за отсутствия финансов, экономической базы.
Поделиться в:
Скачать файл