Содержание |
Перспективы социально- экономического развития России
к 2020 году. Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и
социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой
державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей
передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей
национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В
частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по
объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян
достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая
продолжительность жизни — примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис
отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение
определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в
управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния
граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического
курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется
доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных
интересов подавляющего большинства людей.
Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического
развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента
эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой
стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного
социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам
ответить на вызовы современности. России необходимо направлять большие
средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на
проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней
безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений,
обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности. Многие страны имеют то
или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё,
научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая
Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры
нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020
предусматривает активную защиту национального производителя. Есть немало современных
троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на
перехват управления Россией посредством революционных технологий или
внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны
всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать
устойчивость и преемственность проводимого политического курса. Согласно Стратегии-2020
будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию
экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и
сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической
активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок
для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить
уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего
надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный
и муниципальный уровни управления. Сегодня в России доходы
10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15
раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов,
считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым
усилиям, талантам и способностям. Стратегия-2020
предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано
общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса
составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не
следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый
человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный. Проводимые в стране
реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную
инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии
своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения
имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у
нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в
условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить
предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны,
мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые . Для нашей страны в
последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического
развития регионов — иногда в десятки раз. Это вызывает огромное
социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и
эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне
развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём
бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров
социально-экономической активности, создания инновационных производственных
комплексов, совершенствования инфраструктуры. Наша страна пытается перейти
к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд
важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию
традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного
и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более
высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим
фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП
с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в
ВВП составит 17-20% (2007 год — 10-11%). Инновационному сценарию
соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время,
пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие
ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная
промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная
промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный
комплекс, ряд других. Производительность труда
в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5
раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система —
совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или
коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового,
финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие
образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и
структур. Ключевой принцип
построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам
следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те
этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России
нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты — такие,
которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо
способу его производства. Кроме того,
Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы.
Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям
эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня
производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу
вкладываемых ресурсов. Кредитно-финансовая
система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая
направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её.
Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах,
которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов — переход на
внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип — обеспечение доступности капитала
для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на
фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению
кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд
национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная
компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие.
Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны
(промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные,
портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие. Ещё один ключевой фактор
инновационного сценария — развитие инфраструктур как систем интеграции
общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от
роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на
решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими
потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и
преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание
масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение
энергоёмкости экономики на 40%. Задача развития транспортной
системы — это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан.
Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных
издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение
доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и
устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на
окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и
реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных
коридоров между Европой и Азией). Фактором, определяющим
рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение
информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной
информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование
законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие
информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения
и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных
технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных
технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование
единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения
национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной
привлекательности и повышение экспортного потенциала
информационно-коммуникационных технологий. Общий объём
предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по
сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз. К 2020-му году в
основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и
внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему
безопасность и процветание не для избранных, а для всех. Поделиться в: |
Категория: География / Публикации | |
Всего комментариев: 0 | |