Гео-Образование
Рубрика: География / Публикации
Перспективы социально-экономического развития России к 2020г.

Содержание

    Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

     

    Целью стратегии 2020  является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни — примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей.  Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

    России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

    Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

    Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

    Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

    Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

    Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

    Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые .

    Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов — иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

    Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год — 10-11%).

    Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

    Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система — совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

    Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты — такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

    Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

    Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов — переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип — обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

    Ещё один ключевой фактор инновационного сценария — развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

    Задача развития транспортной системы — это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

    Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

    Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

    К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

     


    Поделиться в:

    Категория: География / Публикации |
    Всего комментариев: 0