Раздел: Ставрополь
Рубрика: Достопримечательности
ВОСТОЧНЫЕ КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА
История донесла до нас весьма скудные сведения об устройстве и конструкции ворот Ставропольской крепости. Известно что ворот было двое: главные ЮЖНЫЕ ВОРОТА и восточные. На планах крепости проёмы для обоих ворот в земляной системе ВАЛОВ И РВОВ показаны одинаковой ширины, примерно в 6 саженей (12,7 метра). Скорее всего, такой ширины были «два земляных моста, коих крутости обложены камнем», как обозначено в экспликации к плану крепости 1802 г. его составителем инженером-подпоручиком Какушкиным. Действительно, в одном из наставлений по фортификации приводится их описание: «Для переходу через рвы обыкновенно оставляют в оных из на-туральной земли перешейки: таковые мосты не требуют к своему построению ни особенной работы, ни материалов, но с другой стороны они полезны бывают и для неприятеля: и потому гораздо лучше, когда нет недостатка в лесе, не оставлять во рву перешейков, и построить настоящие мосты, поло-жив с контр-эскарпа на эскарп прогоны из необделанных и лёгких деревьев, на которые наслать накатник из брёвен, покрыв оные крепко уколоченною землёю; прогоны с низу подпираются стойками, и всё пространство под сими мостами наполняется сухими сучьями и хворостом. В случае атаки открытою силою или при ретираде вылазок, когда неприятель следует по пятам, зажи-гают мосты и сваливают их, естли ни имеют времени убрать лес. Много есть примеров, что укрепления единственно были взяты от того, что не приняли подобных мер». Восточные ворота соединяли крепость с расположенной у подножья Крепостной горы казачьей станицей. Как писал Григорий Николаевич Прозрителев: «Восточная часть крепости имела вторые ворота, выходящие в казачью станицу, на бывшую Армянскую улицу. Остатки столбов этих ворот автору приходилось видеть сохранившимися вплоть до 1930-х годов…вблизи памятника генералу армии товарищу Апанасенко. С двух концов от восточных ворот…располагались площадки для пушек, оборудованные эстакада-ми…». Скорее всего, это были остатки барьерных ворот. Предписывалось, крепостные ворота устраивались так, чтобы дорога, ведущая к ним, поднималась в гору и, по возможности, делала несколько по-воротов, что позволяло ещё на подходе к крепости, понять намерения визитёров и оценить степень их опасности. С этой точки зрения, восточные воро-та полностью соответствовали требованиям. Если внимательно присмотреться, можно увидеть петляющую по склону, порядком оплывшую, но всё же заметную трассу этой дороги, поднимающуюся к воротам с юго-восточной стороны от нынешней улицы Шаумяна. Поделиться в: | |
Добавил: geostav2015 Раздел: Ставрополь Категория: Достопримечательности Просмотров: 1126 Источник материала |
Всего комментариев: 0 | |