Этногеографическое описание чувашей

ЧУВАШИ – тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия).
Этногенез
Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири. Булгары родом из Средней Азии. Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:
Булгарская.
Суварская.
Промежуточная.
Предки верховых Чувашей (вирьял) - тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII веках из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. К середине XVIII века Чуваши в основном были обращены в христианство. Часть Чувашей, проживавшая вне Чувашии, приняв ислам, отатарилась. В 1917 году Чуваши получили автономию: АО с 1920 года, АССР с 1925 года, Чувашская ССР с 1990 года, Чувашская республика с 1992 года.
Расселение
В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации.Ниже представлены регионы России, расположенные по убыванию численности проживающего в них чувашского населения:

РегионОбщая численность чувашей% от населенияЧувашия889 45567,7
Татарстан1265323,3
Башкортостан1173172,86
Самарская область1013586,2
Ульяновская область1113006,8
Красноярский край168590,57
Оренбургская область172110,67
Московская область12500

Кемеровская область154800,55
Нижегородская область11364

Марий Эл7418

Санкт-Петербург6007

Волгоградская область8439

Динамика и численность населения в городской и сельской местности
Население Чувашской Республики на 1 января 2005 года составило 1299,3 тыс. человек, из которых 791,2 тыс. - горожане, 508,1 тыс.- сельские жители. За последние два года число жителей республики так же сократилось как и по всей стране. Городское население за этот время уменьшилось на 5тыс. человек, а сельское- на 7400 человек. Доля городского населения в Чувашии ниже, а доля сельского выше, чем по Российской Федерации на 12,1%. Изменение числен­ности обусловлены следующими основными факторами - естественная убыль населения (ре­гистрируемой с 1992 г.), которая не компенсировалась мигра­ционным приростом.
Демографическая ситуация
Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составляла 1250,5 тыс. человек, в том числе городского населения – 737,0 тыс. человек (58,9%), сельского – 513,5 тыс. человек (41,1%). За 2010 год численность населения республики уменьшилась на 2,8 тыс. человек, или на 0,2%. В городах Чебоксары и Новочебоксарск проживает 80% городского населения республики и 47% от общей численности населения республики.
Плотность населения Чувашии 68,4 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России.
Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса работающих в возрастных группах от 25 до 29 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39,5 года.
Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.
Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область, Ульяновская область.
Религия
Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Чуваши почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов — «хозяина дома» (хертсурт) и «хозяина двора» (карта-пуcе). Каждая семья хранила домашние фетиши — куколки, прутики и пр. Среди злых духов чуваши особенно опасались и чтили киреметя (культ которого сохраняется поныне). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба — моления духу-хранителю овина и др. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой — посиделки. Сохраняются основные элементы традиционной свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, её увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и др.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки — на стояке или донце прялки, кормление младенца, ныне — смазывание языка и губ мёдом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага и др.) и похоронно-поминальной обрядности.
Культура и традиции чувашей

Чуваши – тюркоязычный народ. В их языке наличествуют два диалекта: виръял – у «верховых» и анатри – у «низовых» чувашей.
Чуваши, как правило, люди дружелюбные и терпимые. Еще в старину в чувашских селах говорили: «Хлеба у Бога каждый просит на своем языке. Почему же вера не может быть разной?» Чуваши-язычники терпимо относились к крещеным. Принимая в свою семью крещеную невесту, они позволяли ей по-прежнему соблюдать православные обычаи.
Чувашская языческая религия разрешает все, кроме греха. Если у христиан грех можно замолить, у чувашей – нет. Значит, и не надо его совершать.
Для чувашей очень многое значат родственные связи.
Родственников зовут на любое торжество. В гостевых песнях пели: «Нет никого лучше наших родственников».
Свадебные церемониалы у чувашей жестко регламентированы. Случайный человек попасть сюда не может – только приглашенные и только родственники.
Важность родовых связей отразилась и в погребальных обычаях. За поминальный стол приглашают не менее 41 человека. Накрывают богатый стол и специально по этому поводу режут барашка или корову.
Наиболее обидным сравнением у чувашей считается слово «мескен». Однозначного перевода на русский язык не существует. Смысловой ряд получается довольно длинным: робкий, жалкий, покорный, горемычный, убогий...
Важным элементом чувашской культуры является национальная одежда. Каждая чувашская женщина непременно мечтает иметь «хушпу» — головной убор замужней женщины с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья» — шлемовидная шапочка с наушниками и подвесками, сплошь покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «асран кайми» начинается со слов: «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях.
Так что другим народам есть чему поучиться у чувашей.

Разделы: Презентация
Скачать файл


Комментарии 0

Оставить комментарий

avatar