Все публикации в одной лентне
Раздел:   Гео-Библиотека
Рубрика:   Презентации по географии

Экономико-географическая характеристика Владивостока

Экономико-географическая характеристика Владивостока

Экономико-географическая характеристика Владивостока

Общие сведения и экономико-географическое положение

Владивосток  —  город в России. Административный центр Приморского края, образует Владивостокский городской округ.

Население — 600 378 чел. (2013), крупнейший город и порт на Дальнем Востоке России  Расположен  на полуострове Муравьёва-Амурского и островах архипелага императрицы Евгении в заливе Петра Великого Японского моря.

Конечный пункт Транссибирской магистрали. Третий по грузообороту морской порт Дальневосточного бассейна. Главная база Тихоокеанского флота. Крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона, включающий Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН.

Основан как военный пост Владивосток  ( от «владеть  Востоком») в 1860 году, в 1880 году получил статус города. С1888 года — административный центр Приморской области, с 1938 года — Приморского края.

Расположен на побережье Японского моря, является крупным городом-портом
Форпост России на востоке
Инвестиционно привлекательный регион
Конечный пункт Транссибирской магистрали
Удален от столицы и центра страны
В целом ЭГП Владивостока выгодно

Микро положение – выгодное, город расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах архипелага императрицы Евгении в заливе Петра Великого Японского моря. За счет этого Владивосток является крупнейшим городом и портом на Дальнем Востоке.

Мезо положение – расположен в южной части Дальневосточного экономического района, имеет тесные экономические связи с Хабаровским краем,  имея выгодное экономико-географическое положение , Владивосток  является самым крупным портом на Дальнем Востоке России.

Макро положение – большая отдаленность от столицы и от центра страны. Имеет морские границы с Японией, Кореей и Китаем, такое крайне выгодное положение дает Владивостоку развивать тесные отношения с этими странами в экономической и политической сфере.

 

История

В древности территория современного Владивостока входила в состав государства Бохай (698—926 гг.), начиная с X века она принадлежала киданям, а затемчжурчжэням. В начале XIII века на территории современного Приморья существовало несколько городов чжурчжэньского государства  Восточное Ся. Все они были разрушены монголами в результате нападения 1233 года, после чего территория пришла в запустение. Позднее из-за споров между маньчжурами и ханьцами южное Приморье обезлюдело и практически не упоминалось в источниках вплоть до XIX века.

Нерчинский договор 1689 года разграничил земли Русского и Цинского государств только до Большого Хингана, а все остальные земли, простирающиеся к востоку и ограниченные с севера рекой Удой, впадающей в Охотское море, а с запада Большим Хинганом, оставил неразграниченными.

XIX век — начало XX века

В XIX веке, после подписания в 1858 году между Россией и Китаем Айгуньского договора, территория, занимаемая сегодня всем Приморским краем, была определена как территория совместного использования. На этой совместной российско-китайской территории и был заложен Владивосток летом 1860 года. В ноябре 1860 года, после подписания Пекинского договора край полностью перешёл под юрисдикцию Российской империи.

Залив Петра Великого, на побережье которого расположен Владивосток, стал известен в Европе только в 1852 году благодаря членам экипажа французского китобойного судна, случайно совершивших зимовку в бухте Посьет. По некоторым сведениям, эти же китобои в 1851 году посетили и бухту Золотой Рог.

В 1856 году английское судно «Винчестер» из состава англо-французской эскадры, искавшей российскую эскадру во времяКрымской войны, посетило бухту Золотой Рог. Англичане назвали её Порт-Мей.

В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, обходя на пароходо-корвете «Америка» берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала бухту Золотой Рог в Константинополе, и генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же поименовал Владивостоком. В честь пароходо-корвета «Америка» получила своё название первая улица города — Американская, ныне Светланская.

20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года транспорт Сибирской флотилии «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста, который теперь уже официально получил название Владивосток[8]. В вахтенном журнале «Манджура» об этом событии была сделана следующая запись: «Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста». Солдаты и матросы под командованием прапорщика Комарова приступили к постройке поста. Этот день официально считается днём основания города.

Через месяц после первой высадки на берег в бухту Золотой Рог пришёл винтовой корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Г. Х. Эгершельда. Корвету была поставлена задача нести охрану поста Владивосток и обеспечивать гарнизон необходимыми припасами.

В 1862 году военный пост был переименован в порт, а для увеличения объёмов внешней торговли ему был присвоен статус порто-франко (свободного порта).

Первый ребёнок, Надежда Подорожкина, родился во Владивостоке в мае 1863 года.

В 1864 году основан торговый дом «Кунст и Альберс», ставший впоследствии широкой коммерческой сетью на Дальнем Востоке.

В 1871 году во Владивосток была переведена (из Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской военной флотилии, резиденция военного губернатора и прочие морские учреждения. В том же году подводный телеграфный кабель связал Владивосток с Шанхаем и Нагасаки.

В 1879 году Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой связала постоянная пароходная линия.

В 1880 году Владивосток получил статус города и был выделен в особое Владивостокское военное губернаторство (включая весь полуостров Муравьёва-Амурского и Русский остров). Военным губернатором был назначен контр-адмирал А. Ф. Фельдгаузен.

В 1884 году во Владивостоке учреждено Общество изучения Амурского края — первая научная организация на Дальнем Востоке России. В деятельности Общества приняли участие самые известные в истории города и региона люди — чиновники и военные (включая первых лиц), крупнейшие промышленники.

16 марта 1883 года Александр III утвердил первый герб города.

В июле 1886 года город посетил отряд боевых кораблей китайского Бэйянского флота — это был первый визит китайских ВМС в Россию.

В 1888 году Владивосток стал центром Приморской области. Владивостокское военное губернаторство было упразднено и вернулось в состав области.

В 1890 году был открыт для посетителей музей Общества изучения Амурского края — первое (и единственное, вплоть до революции) культурно-просветительное учреждение Приморья.

В мае 1891 года Владивосток посетил цесаревич Николай, будущий император Николай II. Он возвращался из путешествия по странам Востока, и первым русским городом по его возвращении стал Владивосток. Во время своего визита цесаревич заложил железную дорогу с каменным вокзалом, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельско́му.

В 1893 году открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольском (Уссурийск), в 1897 году была построена железная дорога Хабаровск — Владивосток, а в 1903 году открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Транссибирской магистрали.

В 1890-х гг. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н. М. Пржевальского,С. О. Макарова, В. К. Арсеньева, В. Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и других. В 1899 году во Владивостоке открыт Восточный институт.

В 1905—1907 годах произошли Владивостокские восстания. После установления советской власти в 1917 году в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, британских, французских и американскихинтервентов.

В 1920—1921 годах Владивосток — в составе Дальневосточной Республики.

В 1921—1922 годах — столица независимой Республики Приамурье.

Советский период

С конца 1922 года — в составе РСФСР.

С 1938 года — центр Приморского края.

В 1930—1940-х годах Владивосток служил транзитным пунктом на пути доставки заключённых и грузов для Севвостлага советского супертреста «Дальстрой». В городе располагался известный Владивостокский пересыльный лагерь, куда со всей страны свозились заключённые. Здесь из них формировались этапы для дальнейшей отправки в дальневосточные ИТЛ. Время содержания заключённого во Владивостокском пересыльном пункте, как правило, длилось от нескольких недель до нескольких месяцев. Здесь умер поэт Осип Мандельштам, через этот лагерь прошел будущий актёр Георгий Жжёнов, писатели Варлам Шаламов и Евгения Гинзбург, «космический» академик Сергей Королёв и ещё сотни тысяч других политзаключённых. Этот лагерь располагался в районе Моргородка.

Кроме того, в конце 1930-х — начале 1940-х в районе станции Вторая Речка располагался Владивостокский исправительно-трудовой лагерь (Владлаг), который часто путают с пересыльным. Владлаг не был транзитным лагерем, здесь были постоянные заключённые, которые занимались рыболовством, дорожным строительством и лесозаготовками. Он мог вмещать одновременно до 56 тысяч заключённых.

Владивосток за годы войны переработал импортных грузов (ленд-лиз) почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска (имеется ввиду вся группа беломорских портов)

Став в 1958 году морской базой советского флота, Владивосток в течение 30 лет был закрыт для посещения иностранцев.

В 1959 году, после посещения США, во Владивосток прибыл Никита Сергеевич Хрущёв. Находясь под впечатлением от визита в Америку, где ему запомнился вид с моря на Сан-Франциско, Хрущёв сравнил его с побережьем Владивостока и выдвинул лозунг «сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. Итогом этого визита стало постановление Совета Министров СССР «О развитии города Владивостока» от 18 января 1960 года. Началось бурное жилищное строительство 1960-х годов, город получил сильнейший импульс в развитии за весь советский период. В частности, был построен фуникулёр и проспект 100-летия Владивостока.

В 1974 году во Владивостоке состоялась встреча Леонида Ильича Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом с целью подписания документов по договору ОСВ-2. Примечательно, что Владивосток в это время по-прежнему был закрытым городом.

За значительные заслуги жителей города в хозяйственном и культурном развитии Дальневосточного региона город Владивосток награждён двумя орденами: в 1970 году орденом Октябрьской Революции, в 1985 году — орденом Ленина.

20 сентября 1991 года президентом РСФСР Борисом Ельциным был подписан указ № 123 «Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами», со вступлением которого в силу с 1 января 1992 года Владивосток перестал быть закрытым городом.

Постсоветский период

С началом в России экономических реформ в городе произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных, смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. Не была реализована идея конверсии большинства предприятий военно-промышленного комплекса, составляющих основную часть промышленного потенциала города. Сократилась система морского транспорта, урон понесла рыбная промышленность, особенно добывающий и транспортно-рефрижераторный флот и береговые предприятия. Понижение жизненного уровня населения привело к резкому снижению рождаемости.

Однако Владивосток сохранил свой статус важного транспортного, промышленного и торгово-финансового центра, что создаёт предпосылки для дальнейшего роста и развития города. В начале XXI века наметилось улучшение социальной и экономической обстановки. Большое значение для развития города имел проведённый в сентябре 2012 года на Русском острове саммит АТЭC

4 ноября 2010 года Владивостоку присвоено почётное звание «Город воинской славы».

 

Промышленная сфера

Промышленное машиностроение главным образом включает в себя судостроение и судоремонт, а также производство оборудования для рыбной отрасли (приборостроительные, инструментальные и радиозаводы).

Для внутренних нужд имеется лёгкая, пищевая (рыбокомбинат, несколько хлебозаводов, мясокомбинаты, молокозавод, кондитерская фабрика, заводы ликёро-водочных и пиво-безалкогольных напитков), а также строительная промышленность (заводы строительных материалов, железобетонных конструкций и комбинаты крупнопанельного домостроения). Эти предприятия обслуживают также и Приморский край.

Владивосток является базой рыбного промысла и рефрижераторного флота. В XX веке Владивосток также являлся базой китобойного и краболовного промыслов.

В 1990-е годы многие отрасли экономики оказались в сложном положении, в особенности это затронуло предприятия судостроения и судоремонта, ранее обеспечивавшие военные нужды.

В декабре 2009 года на территории Дальзавода компания «Соллерс» наладила производство внедорожников Ssang Yong. Также на заводе Соллерса запущена сборка японских автомобилей марки Mazda. Вначале на заводе сборка будет осуществляться в год по 50 тысяч автомобилей. В последующем планируется расширить производство, увеличив тем самым годовую мощность до 100 тысяч машин.

Производственная сфера

Отрасли специализации:
машиностроение (судостроение, судоремонт, оборудование для рыбной промышленности, а также производство внедорожников, грузовиков и микроавтобусов)
пищевая промышленность (рыбная, консервная, кондитерская, ликёро-водочная)
производство стройматериалов
китобойный и рыболовный промысел

Транспорт.

 

Владивосток — самый «автомобильный» город России, где на каждую тысячу жителей приходится 566 машин (данные 2008 года). Во Владивостоке более 90 процентов автомобилей — японские, праворульные.

Крупный узел Транссибирской железнодорожной магистрали, включая поезда дальнего следования и пригородные поезда (электрички) (железнодорожная станция Владивосток-Город).

Федеральная трасса  «Уссури» связывает город с Хабаровском, а автомагистраль краевого значения A188 — с Находкой и Восточным портом.

Крупный узел Транссибирской железнодорожной магистрали, включая поезда дальнего следования и пригородные поезда (электрички) (железнодорожная станция Владивосток-Город).

Федеральная трасса  «Уссури» связывает город с Хабаровском, а автомагистраль краевого значения A188 — с Находкой и Восточным портом.

Электрическую и тепловую энергию для города вырабатывают Владивостокские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В периоды пиковой загрузки бесперебойное энергообеспечение краевого центра осуществляется за счет перетока электроэнергии с Приморской ГРЭС, расположенной в пгт. Лучегорск.

Непроизводственная сфера

Образование и наука

В 1899 году во Владивостоке был основан Восточный институт для изучения восточных языков и подготовки кадров для административных и торгово-промышленных учреждений Дальнего Востока.

В 2011 году завершилось объединение трёх крупнейших вузов Владивостока — ДВГУ, ДВГТУ и ТГЭУ в состав Дальневосточного федерального университета. В состав нового вуза так же вошёл и Уссурийский государственный педагогический институт, расположенный в Уссурийске.

Крупнейшей научной организацией Владивостока является Дальневосточное отделение Российской академии наук (ДВО РАН, до 1992 года ДВО АН СССР, с 1970 по 1986 ДВНЦ АН СССР). Непосредственно во Владивостоке расположены следующие институты ДВО РАН:
Институт автоматики и процессов управления (ИАПУ)
Институт прикладной математики (ИПМ)
Институт проблем морских технологий (ИПМТ)
Институт химии (ИХ)
Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г. Б. Елякова (ТИБОХ)
Биолого-почвенный институт (БПИ)
Институт биологии моря (ИБМ)
Ботанический сад-институт (БСИ)
Дальневосточный геологический институт (ДВГИ)
Тихоокеанский океанологический институт имени В. И. Ильичёва ДВО РАН (ТОИ)
Тихоокеанский институт географии (ТИГ)
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ)

Культура и искусство

Самым известным музеем Владивостока считается Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева, ведущий свою историю от музея Общества изучения Амурского края. Большой интерес представляют Океанариум, подводная лодка-музей С-56 и другие.

Большинство кинотеатров города — «Океан», «Галактика», «New Wave Cinema», «Нептун», «Варяг», «Иллюзион», «Владивосток» — являются отреставрированными кинотеатрами, построенными ещё в советские годы.

Здравоохранение и спорт

Во Владивостоке имеются стационарные учреждения здравоохранения, из них:
6 городских больниц и 2 краевые;
Инфекционная больница;
Больница ДВОМЦ (Водников);
Клинический госпиталь ТОФ;
Госпиталь для ветеранов войн и др.
Кроме того, имеются самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения.
Владивосток обладает развитой спортивной инфраструктурой, в том числе:
Стадионы («Авангард», «Вымпел», «Динамо», «Строитель»).
Спортивные комплексы (Краевой дом физкультуры, «Восход», «Динамо», «Спартак», «Юность», «Олимпиец», «Бастион»), спортивно-оздоровительный комплекс «Юбилейный», крытый каток «Полюс», «Фетисов-Арена».
Бассейны («Олимпиец», «Восход», «Юность», «Спартак» (Фитнес клуб «World Class»), «Гавань», «Чемпион»).
Гребная парусная база «Берег».
Теннисные корты (Теннисный клуб Владивосток, Мецар Олимпа Теннис, теннисные корты на Дальпрессе, Теннисный клуб на Днепропетровской).

Перспективы развития города

В будущем Владивосток – крупнейший центр России на Тихом океане. Это регион быстрого экономического роста.
Владивосток, расположенный на юге Дальнего Востока, объективно становится в центре российской политики в АТР, базой для экономических и культурных контактов.
Владивосток как форпост и окно России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Залог успешного будущего города в выполнении следующих задач:
1.поддержка инноваций в экономике и обществе
2. улучшение среды обитания
3. становление эффективного и полноценного местного самоуправления. 

Список используемой литературы:

1. http://ru.wikipedia.org/Владивосток

2.  Генеральный план Владивостокского городского округа 2010

3. Трофимов, В. и др. Старый Владивосток. — Владивосток: Утро России, 1992.

 4. Народное хозяйство СССР в 1956 г. (Статистический сборник). Государственное статистическое издательство. Москва. 1956

 5. Приморье в истории Восточной Азии и России.  Ларин  Виктор Лаврентьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока


Поделиться в:
Скачать файл (уже скачали 540)

Добавил: stavgeo Дата: 08 Апреля 2019,04:14 Раздел: Гео-Библиотека Категория: Презентации по географии Просмотров: 21367 Загрузок: 540
Всего комментариев: 0
avatar