Все публикации в одной лентне
Раздел:   Гео-Библиотека
Рубрика:   Презентации по географии

ЭГХ города ОМСК

ЭГХ города ОМСК

География Омска

План характеристики города

1.    Оценка экономико-географического положения города (микро-, мезо- и макроположение)

2.    История развития города

3.    Планировка и застройка города

4.    Промышленное производство города

5.    Производственная сфера города

6.    Непроизводственная сфера города

7.    Перспективы развития города

1.    Оценка экономико-географического положения города (микро-, мезо - и макроположение)

Омск – один из крупнейших городов Западно–Сибирского региона Российской Федерации. Территория г. Омска составляет 572,9 кв. км.

В настоящее время Омск – седьмой по численности город в России, с населением более 1 миллиона 150 тысяч человек.

Превращению Омска в крупнейший промышленный центр способствовало выгодное географическое положение. Омск – магистральный узел на стыке транспортных коридоров, связывающих Европу и Азию. Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы страны, автомобильные магистрали, связывающие северные территории России с областями Республики Казахстан и странами Средней Азии, судоходная река Иртыш с выходом на Северный морской путь позволили городу сформировать высокий промышленный потенциал. Омск – крупный научный образовательный центр. Административный центр Омской области.

Одним из крупных научных центров города является Омский научный центр Сибирского Отделения Российской Академии Наук.

Выгодное географическое положение Омска в сочетании с множеством природных богатств, обилие солнца создают здесь благоприятные условия для жизни человека, развития промышленности и сельского хозяйства. Расстояние от Омска до Москвы – 2489 км.

Омск связывают партнерские и дружественные отношения с 22 зарубежными и российскими городами: словацким городом Пухов, казахстанскими городами Петропавловск и Павлодар, украинским Симферополем, белорусскими Минском и Гомелем, корейским Чинчжу, чешским Карловы Вары, китайским Кайфеном, а также польскими и российскими городами. Благодаря этим связям ведется обмен научными и культурными достижениями, а также хозяйственным опытом.

2.    История развития города

Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более развитой культуры из центра России в Сибирь и Центральную Азию. В 1782 г. Омск был официально утвержден городом.

В 30-е годы XIX века он получил статус административного центра Западной Сибири, который до этого принадлежал Тобольску. Омск выполнял административно-военные функции и вплоть до конца XIX века оставался городом чиновников и отставных военных.

Крупнейшим событием конца XIX - начала XX веков для развития Омска и всей Сибири явилась постройка Транссибирской магистрали (железнодорожной линии Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток), которая коренным образом изменила экономико-географическое положение города. Железная дорога включила хозяйство региона в систему российских и европейских рынков. Омск, с одной стороны, "притягивал" на себя товарную сельскохозяйственную продукцию региона, она в постоянно увеличивающихся объемах скупалась и вывозилась в Европейскую Россию и за границу. С другой стороны, город служил своеобразным "окном в Азию", концентрируя на своих оптовых складах привозные промышленные товары, предназначенные для дальнейшего распространения в Сибири и Степном крае.

События гражданской войны и приобретение Омском статуса "белой столицы" России в то время оказали существенное влияние на развитие города, сконцентрировали в нем значительный военный, культурный, торговый и промышленный потенциал.

Новый этап в жизни города связан с Великой Отечественной войной, когда в город были эвакуированы крупные промышленные предприятия европейской части страны, а население выросло в 1,4 раза.

В послевоенные годы предприятия города переориентировались на производство гражданской продукции. В 1955 г. пущен в эксплуатацию первый в Сибири и крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод (переработка нефти из Башкирии). С 1964 г. сырье для переработки стало поступать из Тюменской области. Со строительством нефтеперерабатывающего завода начался следующий этап развития Омска: появились крупные сопутствующие производства (завод синтетического каучука, завод пластмасс), а промышленный профиль города дополнился составляющими "нефтепереработка", "химия и нефтехимия".

Основу современной промышленности города составляют предприятия машиностроения, топливно-энергетических отраслей, пищевой промышленности, химической и нефтехимической промышленности.

В настоящее время Омск переживает новый этап в своем развитии, связанный с осуществлением экономических реформ и изменением его геополитического положения. Несмотря на все сложности переходного периода, Омск остается одним из ведущих промышленных и культурных центров России.

3.    Планировка и застройка города

О генеральном плане г. Омска по состоянию на июль 2011 года.

Совет Министров РСФСР отмечает, что за последние годы в городе Омске наряду с развитием промышленных предприятий осуществляется в значительном объеме жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство, создаются набережные рек Иртыша и Оми, благоустраиваются и озеленяются районы города, формируется общегородской центр. Построен ряд крупных зданий и сооружений: Дом Союзов, Дом связи, Дом культуры нефтяников, кинотеатры, универмаг "Детский мир", речной вокзал, крытый рынок и другие объекты.

Вместе с тем в застройке города имеют место существенные недостатки. В городе в большом количестве строились малоэтажные дома, что привело к необоснованному расширению городской территории, создало трудности в благоустройстве и обеспечении жилых и промышленных районов транспортом и инженерными коммуникациями. Строительство многоэтажных домов в ряде случаев осуществлялось разбросанно по городу. Недостаточно строилось предприятий и учреждений культурно-бытового назначения.

Медленно ведется строительство городских канализационных очистных сооружений. Имеют место случаи реконструкции действующих промышленных предприятий без осуществления мероприятий, обеспечивающих прекращение вредных выбросов в воздушный бассейн.

В целях устранения недостатков в застройке города Омска, обеспечения его дальнейшего планомерного, комплексного развития и осуществления прогрессивных градостроительных мероприятий, направленных на улучшение условий жизни населения, Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить представленный Омским облисполкомом и Госстроем РСФСР, разработанный институтом "Гипрогор", согласованный с Госпланом СССР и Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР прилагаемый генеральный план города Омска с Основными положениями генерального плана.

2. Обязать Омский облисполком и Омский горисполком:

а) производить размещение всех видов строительства и использование земель г. Омска в полном соответствии с генеральным планом города, утвержденным настоящим Постановлением;

б) разработать в трехмесячный срок правила застройки города Омска в соответствии с генеральным планом города.

Омскому облисполкому утвердить эти правила по согласованию с Госстроем РСФСР, Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР.

3. Возложить на Госстрой РСФСР, Министерство коммунального хозяйства РСФСР и Министерство здравоохранения РСФСР контроль за осуществлением генерального плана города Омска.

4.    Промышленное производство города

Омск производит около пятой части всех российских шин, каучука и бензола, 10% стирола и бензина. Продукция омских производителей востребована в России, а также в других странах.

Предприятия нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности

ОАО «Газпромнефть — Омский НПЗ» — один из ведущих нефтеперерабатывающих заводов России, производит 10,5% всего российского автобензина и более 8% дизельного топлива.

На долю ОАО «Омский каучук» приходится 8% выпускаемого в России синтетического каучука.

В цехах ООО «Техуглерод» вырабатывается более 30% российского технического углерода.

По выпуску автомобильных шин, изготовляемых на ОАО «Омскшина», Омск — третий в России и первый в Сибири.

Машиностроительные предприятия

ПО «Полёт» — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», производит самолёты, а также их комплектующие. Предприятием создано более 250 различных космических аппаратов, выпущено 87 аппаратов навигационной системы ГЛОНАСС. В настоящее время выпускается космический аппарат «Надежда».

ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» выпускает узлы и агрегаты двигателей для Як-130, Су-34, Ту-160, а также других самолётов компании «Сухой» и корпорации «МиГ». Планируется создание современного гальванического комплекса.

ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» занимается производством и ремонтом танков Т-80, гражданской продукции и товаров народного потребления.

ОАО Акционерная компания «Омскагрегат» осуществляет серийный выпуск, ремонт и экспорт агрегатов, обеспечивающих работу маршевых двигателей, вспомогательных силовых установок, систем охлаждения радиолокационных станций и силовых гидросистем летательных аппаратов.

ОАО «Омскгидропривод» является основным поставщиком узлов машиностроительной гидравлики для комбайновых заводов Красноярска, Ростова-на-Дону, предприятий по производству сельскохозяйственной техники.

На промышленной площадке ОАО «Омский завод газовой аппаратуры» функционирует несколько производств. Производство кухонных плит представляет собой оптимизированное по затратам мини-производство, располагающее возможностями масштабирования до уровня выпуска-продаж 120 000 единиц продукции в год.

Предприятия, выпускающие радиоэлектронную продукцию

ОАО ОмПО «Иртыш» производит автоматизированные приводные аэродромные радиостанции типа ПАР-10, специальные средства связи, телевизионное приёмо-передающее оборудование, отопительное оборудование, а также товары народного потребления (инкубаторы, сушильные камеры и т. д.).

ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» («Релеро») включён в список основных поставщиков мобильных комплексов для организации связи на Олимпиаде-2014.

ОАО Омский завод «Автоматика» специализируется на разработке, производстве и модернизации пассивных радиолокационных головок самонаведения, станций предупреждения об облучении радиолокационными средствами противника и другой военной продукции.

ФГУП «Завод им. Н.Г. Козицкого» производит автоматизированные профессиональные радиоприёмные комплексы с микропроцессорным управлением для военного, торгового, промыслового флота СДВ, ДВ, СВ, КВ и УКВ диапазонов.

5.    Производственная сфера города

Предприятия пищевой промышленности

ОАО «Хлебодар» открыл новое высокотехнологичное производство, обеспечивающее мощность выпекания формового пшеничного хлеба до 27 тонн в сутки.

ОАО «Омская макаронная фабрика» — крупнейший производитель макаронных изделий «Добродея» в Западной Сибири. «Добродея» насчитывает более 30 наименований длинных и коротких макаронных изделий.

ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн «Компур», оснащённый замкнутым циклом производства, использует в качестве сырья только охлаждённое мясо, имеет более 150 наименований мясопродуктов.

Продукция ОАО «Инмарко» в 2012 году была отмечена международной премией «Бренд года Effie-2012», национальной премией «Товар года-2012», а также гран-при выставки «Молочная индустрия-2012».

«Манрос-М», филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн», — крупнейшее молочное предприятие в Омске, включающее четыре завода с совокупной мощностью переработки молока 720 т в сутки. Объём производства — 65 тыс. т в год.

«Алкогольная сибирская группа» — один из крупнейших в мире производителей водки. По итогам 2012 года объём производства продукции под брендами компании увеличился на 21% и составил 7,6 млн. дал.

Омский филиал ОАО «САН ИнБев» является крупнейшим заводом компании, самым мощным пивоваренным заводом за Уралом и входит в число крупнейших производителей пива в Европе. В Омске функционирует единственная в российском подразделении «Анхойзер-Буш ИнБев» линия розлива пива в ПЭТ ёмкостью 5 литров.

6.    Непроизводственная сфера города

Единый гармонизированный кластер Омской области, включающего в себя сферу торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг.

В настоящее время определены следующие направления в развитии непроизводственной сферы в городе:

- формирование перечня приоритетных проектов и направлений для их реализации в кластере;

- развитие придорожного и приграничного сервиса;

- перспективы создания «торговой» улицы в городе Омске;

- развитие сектора интернет-торговли и доставки товаров.

В настоящий момент сфера услуг города включает следующие отрасли и под отрасли:

Автоматизация бизнеса; Бытовые услуги; Медицинские услуги, здоровье; Юридические услуги; Реклама, маркетинг, PR; Таможенные услуги; Питание и развлечения; Реализация товаров; Строительно-ремонтные услуги; Транспортные услуги; Производство и поставки; Образовательные услуги; Охранные и сыскные услуги; Интернет, WEB, программы, сети; Путешествия и туризм; Издательское дело, полиграфия; Деловые услуги; Инженерно-строительные услуги; Недвижимость, риэлтерские услуги; Услуги в сфере образования, тренинги; Промышленные услуги; Финансовые услуги; Полиграфические и дизайнерские услуги.

7.    Перспективы развития города

1. Дальнейшее развитие города как промышленного, административного и культурного центра Омской области.

2. Строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, которые предусмотрены решениями Правительства, а также строительство новых и развитие существующих промышленных предприятий, связанных с непосредственным обслуживанием населения города и удовлетворением нужд жилищно-гражданского строительства, с размещением их в сложившихся промышленных зонах.

3. Постепенный вывод из города или изменение профиля предприятий с вредными в санитарном и опасными в пожарном отношениях производствами, а также постепенное перебазирование из зон жилой застройки и прибрежных зон рек Иртыша и Оми промышленных, коммунальных предприятий и складов, размещенных в ветхих неприспособленных помещениях.

4. Создание озелененных санитарно-защитных зон между жилыми районами и промышленными предприятиями, а также вдоль автомобильных и железных дорог с запрещением в этих зонах нового жилищного строительства.

5. Мероприятия по защите атмосферного воздуха и водоемов от загрязнения вредными промышленными выбросами и неочищенными сточными водами.

По территории и застройке

6. Расширение площади земель городской застройки с 14,8 тыс. га до 21 тыс. га за счет земель, расположенных на левом и правом берегах реки Иртыша.

7. Резервирование земельных участков, прилегающих к городу, для дальнейшего расширения площади земель городской застройки за пределами расчетного срока.

8. Застройка города преимущественно крупными массивами в соответствии с проектами детальной планировки и застройки отдельных районов и микрорайонов.

9. Дальнейшее комплексное развитие существующих и строительство новых учреждений культурно-бытового назначения, предприятий коммунального хозяйства, спортивных сооружений, организация мест отдыха населения и расширение площади зеленых насаждений в соответствии с установленными нормами.

По архитектурно-планировочной структуре

10. Дальнейшее улучшение и развитие сложившейся архитектурно-планировочной структуры города в соответствии с требованиями современного градостроительства путем:

рационального размещения новой застройки с организацией благоустроенных жилых районов и микрорайонов, с обеспечением удобной связи между ними, центром города, промышленными и другими предприятиями и учреждениями;

улучшения планировки сложившихся районов города с реконструкцией и благоустройством кварталов старой застройки, расширением площади зеленых насаждений и организацией транспортных магистралей;

формирования общественных центров в городских и жилых районах с комплексами учреждений культурно-бытового обслуживания населения, спортивными площадками и зелеными насаждениями, с организацией площадей у общественных зданий общегородского значения;

обеспечения высокого архитектурно-художественного уровня застройки города и качества строительства зданий с использованием малых архитектурных форм, монументальной живописи, скульптуры, элементов внешнего благоустройства и озеленения.

11. Завершение формирования на правом берегу р. Иртыша сложившейся центральной части города и дальнейшее ее развитие на левом берегу в виде архитектурно-пространственной композиции, широко открытой в сторону реки, с включением существующих и проектируемых зданий административного, культурно-просветительного и торгового назначения, а также площадей, садов и набережных.

12. Увеличение площади зеленых насаждений общего пользования до 24 кв. метров на одного жителя за счет создания центрального парка культуры и отдыха на левом берегу р. Иртыша, городских и районных парков, садов, скверов и бульваров.

13. Создание лесопарков в поймах рек Иртыша и Оми за пределами городской черты для организации массового загородного отдыха населения, с устройством пляжей и водных спортивных баз, а также развитие и благоустройство существующих баз отдыха в районах Чернолучинско-Красноярского урочища, Усть-Заостровского и Большекулачинского лесничеств.

По основным магистралям, городскому и внешнему транспорту.

14. Улучшение транспортной связи между жилыми и промышленными районами города и зонами отдыха путем создания системы скоростных дорог и магистралей, важнейшими из которых являются:

магистраль скоростного движения транспорта, проходящая по правобережной части города от автомобильной дороги на с. Красноярку через р. Омь по ул. Богдана Хмельницкого с выходом на автомобильную дорогу Челябинск - Новосибирск;

магистраль скоростного движения транспорта, проходящая по левобережной части города в направлении с севера на юг;

магистраль общегородского значения, проходящая от завода пластмасс в правобережной части города в левобережную его часть по проектируемому мосту через реку Иртыш в районе телецентра;

магистрали городского значения, проходящие по улицам Лагерной, Фрунзе и Масленникова;

автомобильная дорога в обход города для движения грузового транспорта в направлении с запада на восток, совмещенная на переходе через р. Иртыш с железнодорожным мостом, а также автомобильные магистрали для обхода города в направлении север - юг.

15. Строительство мостов через реки Омь и Иртыш.

16. Организация магистралей, обслуживающих отдельные городские, жилые районы и микрорайоны, с разделением потоков движения городского транспорта и пешеходов.

17. Увеличение пропускной способности магистралей путем сооружения транспортных развязок, эстакад, путепроводов и внеуличных пешеходных переходов в местах пересечения городских магистралей и железнодорожных путей.

18. Использование троллейбуса, автобуса и трамвая в качестве основных видов городского транспорта; строительство линий скоростного трамвая.

19. Резервирование участков для стоянок автомобилей, строительства пунктов транспортного обслуживания и долговременного хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам.

20. Реконструкция Омского железнодорожного узла с выносом сортировочной станции, сооружением железнодорожного обходного пути в южной части города и сохранением существующего пассажирского вокзала.

21. Развитие речного пассажирского порта с реконструкцией существующих и строительством новых пассажирских причалов на берегах реки Иртыша.

22. Реконструкция существующего речного грузового порта с выносом части грузовых операций на новую площадку в район нефтеперерабатывающего завода.

23. Перебазирование существующего аэродрома гражданской авиации на новую площадку.

По инженерному оборудованию и благоустройству

24. Централизованное водоснабжение города с использованием вод реки Иртыша для хозяйственно-питьевых и промышленных целей со строительством нового комплекса сооружений и сетей городского водопровода.

25. Канализация города с устройством раздельных систем для правого и левого берегов реки Иртыша, с полной биологической очисткой сточных вод и выпуском их в реку Иртыш ниже города.

26. Электроснабжение города от шести ТЭЦ, входящих в состав Омской энергосистемы, и от энергосистем Северного Казахстана и Западной Сибири. Теплоснабжение - от шести ТЭЦ и крупных промышленных и районных котельных. Газоснабжение - с использованием сжиженного газа, вырабатываемого Омским нефтеперерабатывающим заводом.

27. Комплекс мероприятий по инженерной подготовке территории:

благоустройство прибрежных участков в пределах земель городской застройки со строительством набережных рек Иртыша и Оми;

защита от затопления участков в поймах рек Оми и Иртыша в пределах земель городской застройки путем намыва грунта и сооружения дамб обвалования;

создание путем намыва грунта площадок для жилищного строительства на затапливаемых в настоящее время территориях;

регулирование русел рек и благоустройство оврагов в районах городской застройки;

устройство ливневой канализации и дренажной сети; противомалярийные гидротехнические мероприятия.

По первой очереди строительства

28. Жилищное, культурно-бытовое и коммунальное строительство в соответствии с планом развития народного хозяйства.

29. Размещение нового жилищного и культурно-бытового строительства на свободных участках на левом берегу реки Иртыша к северу от существующего аэродрома и на правом берегу этой реки в Советском районе, районе железнодорожной станции Московка и на реконструируемых участках в разных районах города.

30. Развитие предприятий строительной индустрии для обеспечения нужд жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства в городе.

31. Дальнейшее формирование архитектурного облика центральной части города и архитектурных комплексов в других районах города.

32. Создание системы зеленых насаждений и спортивных комплексов в городских и жилых районах и мест массового загородного отдыха населения.

33. Развитие всех видов городского и внешнего транспорта с увеличением его провозной способности и строительством новых транспортных магистралей и пунктов транспортного обслуживания.

34. Строительство инженерных коммуникаций и городских сооружений водопровода и канализации.

35. Мероприятия по инженерной подготовке территории и благоустройству города.

36. Мероприятия по усилению охраны атмосферного воздуха и водоемов от загрязнения вредными промышленными выбросами и неочищенными сточными водами.

Нынешние власти города Омска большое внимание уделяют развитию социальной сферы города. Потребности жителей Омска в объектах и услуг социально-культурной сферы оценивались с учетом социальных нормативов и норм, утвержденных ранее Распоряжением Правительства России от 03.06.1996 № 1063-Р и «Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», одобренной Распоряжением Правительства России от 19.10.1999 № 1683-Р. Сегодня предоставление различных услуг в социально-культурной сфере Омска превратилось в прибыльный бизнес, который, надо полагать, и в будущие года будет активно развиваться при участии частного капитала.

Прежде всего, в Омске сегодня развиваются предприятия общественного питания, торговли, зрелищные учреждения, комплексы оздоровительного типа, различные виды медицинского обслуживания, аптечные заведения и т.д. В частности, показатель торговой площади магазинов уже сегодня в два с половиной раза превышает показатель нормативной потребности. Количество подобных объектов и видов услуг в Омске лимитируются экологическим и архитектурно-планировочными ограничениями или, другими словами, функциональным назначением соответствующей территории.

Активно развивается одна их важнейших частей социальной сферы любого города – дошкольное образование. На начало 2006 года в Омске функционировало 188 образовательных дошкольных заведений на 25, 7 тысяч мест. В период до 2015 года планируется ввести в эксплуатацию еще более ста дошкольных образовательных учреждений. Сеть общеобразовательных учреждений в Омске сегодня составляют 202 дневных заведения. К 2025 году планируется возвести еще 10 таких учреждений. Дополнительное детское образование сегодня предоставляется почти 48 тысячам детей, что в три с половиной раза превышает нужный социальный норматив. Однако расположены такие заведения нерационально по районам, поэтому в отдельных районах в будущем планируется построить дополнительные учреждения. Нормально функционирует и система профессионального образования в городе, обеспечивая квалифицированными специалистами многие предприятия и организации города.


Поделиться в:
Скачать файл (уже скачали 397)

Добавил: stavgeo Дата: 11 Апреля 2019,04:01 Раздел: Гео-Библиотека Категория: Презентации по географии Просмотров: 15707 Загрузок: 397
Всего комментариев: 0
avatar