Проект:   StavGeoSchooling - Образование
Рубрика:   Фотоклуб Гармония
Раздел:   ОСНОВЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ (учебно-методическое пособие)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

С возникновением жизни на Земле существовало общение живых существ в процессе борьбы за существование, на начальном историческом этапа в плане поиска источников воды и добывания пищи, а далее в историческом развитии в процессе труда и жизнеобеспечения, строительстве жилищ, рождения и воспитания потомства, защиты от стихии и врагов.

Возникновение письменности позволило в древние века в различных цивилизациях расширить как пространство, так и действующее время коммуникации. Другими словами, написанные вручную (или же вырубленные, вырезанные) слова, письмена, картинки, усилили возможность передачи сообщений, то есть пространство сообщения представителей однопорядковых поколений одной или нескольких цивилизаций.

Однако время осуществления коммуникации между поколениями зависело от материала, на котором запечатлевался, печатался текст, от количества произведенных отпечатков.

Этим нанесенным на себя узором древний человек сообщался с другими людьми, затем, посредством письма и письменности - с другими поколениями.

В ряду таких технических достижений человечества, которые неимоверно расширили возможности как синхронной, так и диахронной коммуникации, стоят изобретение книгопечатания (XV в.), фотографии и кинематографа (ХIХ в.), радио и телевидения, а также компьютерной техники (ХХ в.). В основе этих видов коммуникации, исключая лишь радио, лежали и лежат как слово, так и изображение.

Человек хотел не только рассказать о всем многообразии своей жизни, но и показать это многообразие, наглядно передать социально-культурный опыт и накопленные знания. Живопись, гравюра, лубок составляли неотъемлемую часть средневековой книжной культуры. Но жизнь была неизмеримо шире и динамичней, чем возможности ее запечатления. Время требовало создания нового средства визуальной массовой коммуникации. Научно-технические открытия в Европе середины ХIХ в. позволили вплотную приблизиться к решению этой задачи.

Таковы историческая необходимость и объективная закономерность возникновения фотографии, как нового прогрессивного средства визуальной коммуникации. Оно позволило существенно расширить и формальные, и содержательные возможности передачи сообщений путем диахронной или же синхронной передачи запечатленного исторического мгновения.

Фотография тогда становилась фототворчеством, искусством, когда обращалась к самой жизни человека, ее многочисленным проявлениям, счастливым и горестным, героическим и трагическим. Понятие “жизнь врасплох”, введенное в теорию документального кинематографа Д. Вертовым, образно выражает содержательную силу фотоснимка.

 Как видим, при фотографировании идет борьба со временем, его остановка, обращение в статику с целью подробного рассмотрения и более тщательного восприятия - в том же историческом времени, или же по его прошествии.

Первоначально ни к фотографии, ни к кино не предъявлялись какие-либо жесткие критерии при отборе фиксируемых мгновений настоящего. В культуре на раннем этапе развития этих средств массовых коммуникаций наступил момент, когда единственной целью стала фиксация самых разных проявлений бытия.

Мышление и психология человека начала ХХ в. отличались от сознания представителя средневековья. Летописцы и хроникеры, по мнению академика Д. Лихачева, отмечали лишь события и происшествия в широком смысле этого слова, остального они не видели.

Культура новейшего времени, овладевая возможностями фотографии, кино и ТВ, постепенно формировала новые представления о времени, углубляла и развивала его восприятие. Она как бы прикасалась к прошлому как к настоящему - ради будущего. Все, что фиксировали фотография и кино, а с 50-х годов - телевидение и видео, стало принадлежать реальности настоящего.

Именно в силу этих причин такое развитие и распространение получили средства массовой коммуникации, в ряду которых достойное место занимает журналистская фотография.

Суть в том, что фотография производит до бесконечности то, что имело место всего один раз. Фотоснимок живет тем Настоящим, которое в нем удалось заключить фотографу.

Фотографию журналисту надо рассматривать как текст, создаваемый и передаваемый с помощью визуальных знаков коммуникации. При этом эффективность воздействия этого текста на зрительскую аудиторию будет зависеть:

  • от выбора объекта, попадающего в поле зрения автора и затем зрителя. На языке семиотики это называется рамкой, точкой зрения, на языке теории изобразительного искусства - картинной плоскостью.
  • от таланта и профессионализма автора, его мировоззрения и мирочувствования, личных пристрастий и т.д.
  • от принципов отражения автором-фотожурналистом объективной действительности, ее кодирования с помощью символов и формальных выразительных средств визуальных искусств - изобразительного, кино и телевидения. Ими являются композиция кадра, крупность плана, ракурс, световые, цветовые и тональные оттенки и т.д. от свойств канала коммуникации, с помощью которого передается изобразительный текст.

Каждый кадр фотожурналиста является социальным коммуникативным действием. Социолог М. Вебер выделял четыре основных вида социального действия:

  1. Целерациональное, критерием которого является успех.
  2. Ценностно-рациональное, то есть действие через веру в этическую, эстетическую, религиозную или другую ценность, взятую как таковую, независимо от успеха.
  3. Аффективное (эмоциональное), проявляющееся через актуальные аффекты и чувства.
  4. Традиционное, то есть происходящее через традицию, привычку.

Разумеется, виды социальных действий могут и взаимопроникать, взаимонасыщать друг друга. Но важно отметить, что развитие нового содержания в социально-эстетической коммуникации, осуществляемой фотожурналистом, Нового в широком философском аспекте, как Новости происходящего, возникновение ответного социального действия (в поведении, поступках, жизнедеятельности) возможно лишь при настроенности фотожурналиста на целерациональную и ценностно-рациональную информацию.

Полезно знать, что сама по себе красочность может привести к формальной декоративности, к яркой мозаике фасада события или явления, за которым нельзя увидеть всю глубину внутренних покоев, внутренних состояний. Не случайно, в фото- и тележурналистике, чтобы подчеркнуть всю бесстрастность и кричащую значимость новости или исторического документа, возвращаются к монохромной гамме цвета.



Комментарии 0

Оставить комментарий

avatar

saved