Гео-Образование

Урок географии 9 класс


Морской и внутренний водный транспорт.

Содержание

    1. Морской транспорт России
    2. Состав морского флота России
    3. География морских портов
    4. Балтийский бассейн
    5. Черноморско-Азовский бассейн
    6. Тихоокеанский бассейн
    7. Северный (Арктический) бассейн
    8. Бассейн Каспийского моря
    9. Речной транспорт России
    10. Влияние на окружающую среду

    Морской транспорт России 2/3 границ Российской Федерации являются морскими (39,4 тыс. км), в связи с этим морской транспорт играет огромную роль в экономике нашей страны. Россия использует морские судоходные линии, общая протяжённость которых составляет свыше 1 млн км. Морской транспорт — это один из самых дешёвых видов транспорта. Для морских судов характерна огромная грузоподъёмность и движение в основном по прямолинейным трассам. Но строительство кораблей и портов требует значительных затрат. Также на работу морского транспорта огромное влияние оказывают природные и погодные условия (глубина дна, штормы, ледовитость и т. д.).

    Гражданский флот в России появился более 300 лет назад. Наша страна входит в первую 20-ку стран мира по общему тоннажу торгового флота (6 млн т). Количество кораблей с каждым годом увеличивается. Большинство судов (около 60 %) ходит под «удобными флагами» других стран (Либерии, Панамы, Кипра, Мальты), которые обеспечивают снижение сборов во многих портах мира.
    Средний возраст судов России — 24 года. 10 % судов российского флота являются новыми (до 5 лет).
    У Российской Федерации крупнейший в мире атомный флот, большинство кораблей — атомные ледоколы.

    География морских портов Развитие морского транспорта зависит не только от численности морских судов, но и от количества и пропускной способности портов. В нашей стране свыше 40 портов, которые размещены на побережье 12 морей и Каспийского моря. 11 из них являются наиболее крупными. Морской транспорт Российской Федерации в основном работает на экспорт и импорт. Внутренние (каботажные) перевозки характерны в большей степени для портов Тихого океана. Северо-восточное побережье страны и остров Сахалин снабжаются всем необходимым с помощью морского транспорта. Количество портов и численность в них морских судов на разных морях в России неодинаковы.

    Балтийский бассейн По грузообороту лидируют порты Балтийского бассейна (35 %). Через них обеспечиваются связи с государствами Европы и Америки. Самый крупный по грузообороту в Балтийском бассейне — порт УстьЛуга (2-й в стране после Новороссийска). Сообщение с Калининградской областью обеспечивается с помощью паромной линии Усть-Луга — Балтийск.

    Черноморско-Азовский бассейн Черноморско-Азовский бассейн занимает 2-е место в России по грузообороту (31 %). Но здесь находится самый крупный российский порт — Новороссийск. Черноморское побережье славится своими курортами, поэтому этот бассейн лидирует по пассажирским перевозкам.

    Тихоокеанский бассейн Доля Тихоокеанского бассейна в грузообороте составляет 17 %. Порты Дальнего Востока осуществляют связи с государствами АзиатскоТихоокеанского региона и Австралией. Также они обеспечивают товарами Чукотку, Камчатку, Магаданскую область и остров Сахалин.

    Северный (Арктический) бассейн 6 % морского грузооборота России обеспечивают порты Арктического (Северного) бассейна. Здесь проходит Северный морской путь, с помощью которого происходит снабжение товарами районов Крайнего Севера, а также освоение месторождений полезных ископаемых. По этой трассе ежегодно перевозится 4 млн т грузов.

    Бассейн Каспийского моря На побережье Каспийского моря расположены порты Махачкала, Астрахань и Оля. Основное направление — торговые связи с Ираном. Также характерны каботажные перевозки.

    Речной транспорт России Общая протяжённость российских судоходных речных путей составляет более 100 тыс. км. Но использование речного транспорта затрудняется природными условиями. Зимой большинство рек замерзает, а поэтому период навигации в России не очень продолжительный. Ещё одной проблемой является меридиональное направление рек, в то время как основные грузовые потоки идут в широтном направлении. К плюсам речного транспорта относятся низкая себестоимость перевозок, большая единичная грузоподъёмность, почти безграничная пропускная способность

    Речной транспорт России Огромную роль речной транспорт играет для регионов Крайнего Севера, где протекают крупные судоходные реки и практически нет других путей сообщения.

    С помощью рек выгоднее всего транспортировать объёмные грузы, которые не требуют быстрой доставки. К ним относятся зерновые, нефть и нефтепродукты, лес, строительные материалы. В большинстве по судоходным рекам в Российской
    Федерации доставляются:
    1. минерально-строительные материалы (песок, щебень и др., свыше 75 % всего грузов);
    2. сезонные грузы (зерно, овощи, бахчевые). Самым главным бассейном является ВолгоКамский (2/3 речного грузооборота). К нему тяготеет наиболее экономически развитая часть нашей страны. Этот бассейн является основой Единой глубоководной системы европейской части России.

    При помощи каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского) эта система связывает 5 морей, которые омывают Европейскую Россию. Система работает как на внутренние перевозки, так и на международные при использовании особых типов судов — река-море. 1/7 речного грузооборота приходится на ОбьИртышский бассейн. Огромное значение речной транспорт имеет и в развитии туризма.

    Влияние на окружающую среду При правильном использовании суда не оказывают серьёзного влияния на экологию. На протяжении огромной части пути корабли движутся с постоянной скоростью, а это значит, что двигатели вырабатывают минимум токсичных веществ. Однако выхлопные газы, отработанные воды и отходы всё-таки приводят к химическому и биологическому загрязнению водоёмов. Для водного транспорта характерно также шумовое и механическое воздействие. Самыми опасными для окружающей среды являются танкеры. Это суда, которые перевозят нефть и нефтепродукты. При авариях нефть разливается по поверхности водоёма, создавая тонкую плёнку. Эта плёнка уничтожает морских животных и растения. Особенно заметно ухудшается экологическая обстановка в портовых городах и окружающей акватории. Вода загрязняется сточными водами, а атмосфера — пылью и выхлопными газами.

    ВОПРОСЫ ПО ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЕ
    1. Назовите основные морские бассейны. Дайте характеристику каждому из них.
    2. Какие реки России, являются судоходными?
    3. Какое влияние на окружающую среду оказывает водный транспорт?

    Скачать файл

    Поделиться в:

    Следующий
    Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Крупнейшие транспортные узлы.
    Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Крупнейшие транспортные узлы.
    1. Что такое инфраструктурный комплекс?
    2. Состав комплекса
    3. Транспорт
    4. Состав транспорта
    5. Место транспорта
    6. Значение транспорта в хозяйстве
    7. Крупнейшие транспортные узлы
    Термины: инфраструктурный комплекс, услуга, транспорт, транспортный узел



    Предыдущий
    Практическая работа №8. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках
    Практическая работа №8. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках
    Цель работы: определить доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснить причины выявленных различий.

    Категория: Урок географии 9 класс | Источник материала