Раздел:   Авторский блог / Илья Коржов / Проект Ставрополец

Первые автобусы Икарус 280 в Ставрополе

Автобусы особо большой вместимости типа Ikarus 280, выпускавшиеся в Венгрии на протяжении более, чем двадцати лет и в больших количествах закупавшиеся Советским Союзом, были широко распространены в городах СССР и хорошо запомнились всем, чьи детство, юность и зрелые годы пришлись на семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы. За наличие резинового "тента" в районе сочленения автобуса с прицепом они получили в народе прозвище «гармошки» за визуальное сходство этого элемента кузова с известным музыкальным инструментом. Выпуск этих автобусов начался в 1973 году, а первые массовые поставки модели 280.01 в СССР начались в январе 1975 года.

При этом мало кто знает, что город Ставрополь был одним из первых советских городов, получивший эти просторные и современные по тем временам автобусы. В городе работали «гармошки» с заводскими номерами 150, 154, 167, 182. Более того, Ставрополь получил их даже на несколько лет раньше Москвы. Одновременно с Ленинградом (ныне Санкт-Петербург), Таллинном и рядом других крупных городов СССР.

Не знаю, чем был обусловлен выбор именно Ставрополя, в те годы сравнительно небольшого города, с узкими (тогда) улицами и крутыми подъемами и спусками, для поставки этих автобусов. Прямыми магистралями города, пригодными для работы машин подобного типа, были проспект Химиков (ныне проспект Кулакова), Невинномысское шоссе (ныне улица Доваторцев), улицы Ленина и Мира. В 1975 году по этим улицам ходили автобусы маршрутов 10, 12 и 13. В 1973 – 1974 годах Ставрополь уже получил тринадцать автобусов особо большой вместимости венгерского производства более ранней модели – Ikarus 180, о работе которых можно прочитать здесь. Они работали на маршрутах №№10 и 13.

Итак, согласно архивных документов, 25 февраля 1975 года Ставропольская автоколонна №1564 получила два первых Ikarus 280.01, которым присвоили госномера 08-51 сса и 08-52 сса. 28 февраля поступили ещё два аналогичных автобуса, госномера 08-79 сса и 08-80 сса. Так же, как и «старших братьев», Икарусов 180-й модели, их поставили на городские маршруты 10 и 13. Они значительно улучшили сообщение северо-западной и восточной промышленных зон города с центром и новым юго-западным спальным районом.

19 июня 1975 года город получил ещё шесть Ikarus 280.01, госномера 20-79 сса – 20-84 сса. И с этого момента поставки «гармошек» в Ставрополь прекратились на долгие девять лет. По-видимому, тогда действительно применить их в городе кроме как на маршрутах 10 и 13 было негде.

Ikarus 280.01 20-80 сса на территории автопредприятия. Фото Сергея Железнова.

Ikarus 280.01 20-80 сса на территории автопредприятия. Фото Сергея Железнова.
Ikarus 280.01 20-83 сса маршрута 10 на улице Мира, 1982 год. Фото из коллекции В. Шатского.

Ikarus 280.01 20-83 сса маршрута 10 на улице Мира, 1982 год. Фото из коллекции В. Шатского.
Ikarus 280.01 20-84 сса маршрута на улице Доваторцев, 1982 год. Фото из коллекции В. Шатского.

Ikarus 280.01 20-84 сса маршрута на улице Доваторцев, 1982 год. Фото из коллекции В. Шатского.

В отличие от своих «старших братьев» - Икарусов моделей 180, 556 и 620, списанных довольно рано, 280-е проявили себя как технически надежная и долговечная машина. Слабым местом конструкции кузова Ikarus 280.01 была, собственно, «гармошка», которая в процессе эксплуатации изнашивалась до дыр, и в ненастную погоду через эти дыры в салон попадали атмосферные осадки. Особенно «весело» было, когда вода, скопившаяся в гофрах, при резком повороте автобуса водопадом лилась на переходную площадку. При этом пассажиры невольно попадали под довольно сильный душ.

В 1984 году поставки «гармошек» в Ставрополь возобновились и старые машины 1975 года выпуска стали потихоньку снимать с пассажирских линий. 2 июля 1984 года списали первые автобуса – 20-83 и 20-84. 29 марта 1985 года списаны 08-52, 08-79 и 20-81, 29 декабря 1985 года – 20-79. Последние два пассажирских Икаруса 280.01 (20-80 и 20-84) ушли с городских улиц 13 марта 1987 года в весьма почтенном возрасте для автобусов тех лет.

Оставшиеся два автобуса – 08-51 и 08-80 соответственно 18.06.1986 г. и 10.10.1984 г. были переделаны в техпомощь. У них убрали прицеп, на задней стенке установили двери и буксирное устройство. В таком виде эти автобусы проработали почти до середины девяностых годов.

Техпомощь на базе автобуса Ikarus 280.01 08-80 сса буксирует аварийный автобус ЛАЗ на улице Мира. Вторая половина 80-х годов. Фото из коллекции В. Шатского.

Техпомощь на базе автобуса Ikarus 280.01 08-80 сса буксирует аварийный автобус ЛАЗ на улице Мира. Вторая половина 80-х годов. Фото из коллекции В. Шатского.

 

Спасибо за внимание!

Поделиться в:
Категория: Авторский блог / Илья Коржов / Проект Ставрополец Дата: 12 Июня 202218:06 Просмотров: 127
Мнений о публикации: 0
Оставь свое!
avatar