Раздел: Авторский блог / Илья Коржов / Литературное творчество
![]() А над Невой – посольства полумира,
Мчится время, то с ускорением, а то словно нарочно с замедлением. Давая нам возможность подумать о вечном. Я же вернулся в свой город, но тема большого города захватила меня в свой чарующий плен. Дома нашелся сборник избранных произведений Осипа Эмильевича Мандельштама. Который из-за летней скуки я когда-то начинал читать. Но сегодня, спустя годы, уже иначе, с интересом. Снова взял сборник в руки для того чтобы снова встречаясь с образом мною любимого города.Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства крепкая порфира, Как власяница грубая, бедна О. Э. Мандельштам Необходимо также принять во внимание, что литературное искусство десятых годов заново открывало Петербург. Достаточно вспомнить графику Добужинского и Бенуа, стихи Блока, роман Белого. Эти художники, каждый по-своему, творили миф о Петербурге. И вот, рядом со «страшным миром» Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека», «Петербургом» Белого, с трагическими видениями Добужинского, возникают неторопливые строфы Мандельштама: Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Широким жестом запахнув шинель. Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна – как броненосец в доке – Россия отдыхает тяжело. А над Невой – посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства крепкая порфира, Как власяница грубая, бедна. Тяжка обуза северного сноба – Онегина старинная тоска; На площади Сената – вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка... Черпали воду ялики, и чайки Морские посещали склад пеньки, Где, продавая сбитень или сайки, Лишь оперные бродят мужики. Летит в туман моторов вереница; Самолюбивый, скромный пешеход – Чудак Евгений – бедности стыдится, Бензин вдыхает и судьбу клянет! Спокойный стих, реальный пейзаж: Сенатская площадь, Дворцовая набережная, Пеньковый буян. Однако это не просто рисунок с натуры. Пейзаж заряжен историей. Связывая прошлое с настоящим, он несет ясное ощущение конца эпохи. Но в «Петербургских строфах» покой неустойчив; «площадь Сената» и «броненосец в доке» несут предчувствие социальных потрясений и мировой войны. Это небольшое стихотворение обладает поразительно смысловой емкостью. Здесь и историческая роль Петербурга – окна в Европу («Над Невой посольства полумира»), и запоздалое промышленное развитие: единственной примете нового времени, «моторам», противостоят сани, склад пеньки, мужики, торгующие сайками и сбитнем, покой правительственных зданий в снежной мути. Здесь и отзвук восстания на Сенатской площади, неудача которого откликается в тоске Онегина, и драма маленького человека («чудак Евгений»). Перед нами огромная сцена, медленно вращающаяся вокруг неназванного Медного всадника. В том же 1913 году Мандельштам пишет еще одно стихотворение о Петербурге – «Адмиралтейство». Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Прославляя ремесло строителя, Мандельштам дает здесь ставшую хрестоматийной формулу красоты. Афористический стих воссоздает воздушные пропорции классической постройки, подобной кораблю, и ее особое положение в планировке левобережной части города, разбегающейся тремя лучами от «мачты-недотроги». В последней строфе явственен запах моря:
Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Сердито лепятся капризные Медузы,
Российский корабль неумолимо двигался к октябрю семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхозаветной мощи:
Как плуги брошены, ржавеют якоря – И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря! Прославим, братья, сумерки свободы,
В невероятные ухабины, погрузила город, революционная зима, среди знаменитых костров, которые горели чуть ли не до мая, слушая неизвестно откуда несущуюся ружейную трескотню:
Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, – О, солнце, судия, народ! Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи. Как плугом океан деля, Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля. Когда-нибудь в столице шалой
В начале весны 1918 года Мандельштам уезжает в Москву, где безумно тоскует по родному городу. И верит, в возвращенье.
На диком празднике у берега Невы Под звуки омерзительного бала Сорвут платок с прекрасной головы... Прозрачная весна над черною Невой
После целого ряда приключений, Мандельштам осенью 1920г. возвращается в Петроград. Вот как выглядел город в то время, по воспоминаниям Ахматовой: «Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было. Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди... Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность».Сломалась, воск бессмертья тает... О, если ты звезда, – Петроноль, город твой, Твой брат, Петрополь, умирает! Мандельштам поселился в «Доме искусств» – Елисеевском особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников. В «Доме искусств» жили Гумилев, Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский, у которого собирались ветераны «Мира искусства». «Жили мы в убогой роскоши Дома искусств, – пишет Мандельштам, – в Елисеевском доме, что выходит на Морскую, Невский и на Мойку, поэты, художники, ученые, странной семьей, полупомешанные на пайках, одичалые и сонные... Это была суровая и прекрасная зима 20–21 года... Я любил этот Невский, пустой и черный, как бочка, оживляемый только глазастыми автомобилями и редкими, редкими прохожими, взятыми на учет ночной пустыней». Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21 гг. оказались на редкость плодотворными. Вот Петроград зимы 20–21 года: Дикой кошкой горбится столица,
В пустом, промерзшем и голодном городе, словно знамена, висели афиши о вечерах поэзии, где имя Мандельштама стоит рядом с Гумилевым и Блоком.На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится И кукушкой прокричит. («В Петербурге мы сойдемся снова») В 1930 ему и его семье запретили жить в Ленинграде. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи «Куда как страшно нам с тобой», «Я вернулся в мой город», «Помоги, Господь, эту ночь прожить», «Мы с тобой на кухне посидим». Впервые он оказался чужим в своем городе. Петербург! я еще не хочу умирать:
Первая же вещь, написанная после отъезда, посвящена родному городу, который еще не раз будет появляться в стихах:У тебя телефонов моих номера. Петербург! у меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. В январе 1931 года Мандельштамы снова уехали в Москву: В год тридцать первый от рожденья века Я возвратился, нет – считай: насильно Был возвращен в буддийскую Москву, А перед тем я все-таки увидел Библейской скатертью богатый Арарат И двести дней провел в стране субботней, Которую Арменией зовут. Так отчего ж до сих пор этот город довлеет Мыслям и чувствам моим по старинному праву? В 1933 году Мандельштам побывал в Ленинграде, где были устроены два его вечера. Ахматова пишет об этом в своих воспоминаниях: «В Ленинграде его встречали как великого поэта, persona grata, и к нему в Европейскую гостиницу на поклон пошел весь литературный Ленинград (Тынянов, Эйхенбаум, Гуковский), и его приезд и вечера были событием, о котором вспоминали много лет». Осенью 1937 года Осип Эмильевич с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. Стенича. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой. Возможно, именно там она показала ему свое стихотворение «Немного географии» («Нестолицею европейской» ), в котором он «принял (справедливо) последний стих» о Ленинграде на свой счет: Он, воспетый первым поэтом,
Его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком…
Поделиться в:
Нами грешными и тобой. Следующий материал ВЕК ОДИНОЧЕСТВА 1 часть (я ни кто, и звать меня ни как…)
Категория: Авторский блог / Илья Коржов / Литературное творчество
Дата: 05 Апреля 200814:27
Просмотров:
1125
| |
Мнений о публикации: 0 Оставь свое! | |
| |