Главная » 2014 » Ноябрь » 16 » Ставрополье – перспективный район этнографического туризма
Ставрополье – перспективный район этнографического туризма
avatar stavgeo
21/Мая/2018 в 00:33
Ставрополье – край многонациональный, издавна являющийся этноконтактной зоной народов Евразии. Некогда по территории края проходили версии Великого Шелкового Пути, пересекавшиеся в средневековом городе Маджары, размещенного в среднем течении реки Кумы. Ставропольский край, расположенный в центральной части Северного Кавказа, является одним из интереснейших в природном и историко-культурном отношении регионов России. Особый интерес представляют восточные районы края, заселенные разными народами с их национальными культурами – традиционными (ногайцы, туркмены), относительно новыми этническими группами (татары, даргинцы, аварцы), субэтнической культурой терских казаков, традициями русского этноса и культурой, относительно недавно вернувшихся в Россию казаков-некрасовцев. Самобытная культура этих народов, национальные праздники, фольклор, промыслы и ремесла, национальная кухня вызывают интерес у туристов и являются ресурсом для развития этнографического (этнокультурного) туризма, способствующего включению культуры этих народ в мировое культурное пространство. 
 Бывшие кочевники – ногайцы и туркмены – осели на землях наименее пригодных для земледелия. Ногайцы (самоназвание – ногай) – автохтонный этнос Северного Кавказа, жители ставропольских степей. Возникновение этнонима «ногайцы» и формирование ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского хана Ногая (XIII век). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (конец XIV – начало XV вв.) и его преемниках, когда создается Ногайская Орда как самостоятельное государство [1, с. 5]. Первые сведения о появлении ногайцев в северокавказских степях, в том числе низовьях Терека и Сулака, относятся к концу XV века. Во второй половине XVI века после распада Ногайской Орды и образования двух улусов – Большие и Малые Ногаи – северокавказские степи становятся основным районом расселения ногайцев. Улусы Большой Орды располагались в Нижнем Поволжье и в низовьях рек Урала и Эмбы, а Малая Орда кочевала в Приазовье и Предкавказье, охватывая значительную часть нынешнего Ставрополья. Основным типом поселения ногайцев были аулы. По истощению пастбищ аул регулярно перекочевывал на другое место. Традиционное жилище – юрты – были приспособлены к кочевому образу жизни. Лишь со второй половины XVIII века у ногайцев начался постепенный переход к оседлому образу жизни. По данным Первой переписи населения 1897 года в Ставропольской губернии проживало 19700 ногайцев [2, с. 252]. В настоящее время в России сформировано 3 района компактного расселения ногайцев – Дагестан, Ставрополье и Карачаево-Черкесия. В Ставропольском крае проживает 20700 ногайцев (22,7 % от общей численности в стране). На Ставрополье ногайцы это шестой по численности этнос края. Основным ареалом их расселения является Нефтекумский район (17,3 % от общей численности населения района), где проживает 78,8 % от общей численности ногайцев в крае. Ногайские поселения расположены также на территории Минераловодского (6,3 %) и Кочубеевского районов [2, с. 226; 246].  
Туркмены поселились на Ставрополье во II-й половине XVII века, когда одно из кочевых племен, испытывая притеснения со стороны Хивинского хана, покинуло полуостровов Мангышлак, и переселилось сначала в степи Астраханской губернии, а затем в районы рек Кума и Маныч, в места, пригодные для пастбищного животноводства. До начала XIX века в этот район продолжали прибывать новые группы туркмен, впоследствии названные «ставропольские туркмены» [3, с. 6-10]. В процессе формирования в этническую группу туркмены-переселенцы расселились по нескольким районам края, образовав две группы: «западную», состоящую из туркмен, проживающих на территории Ипатовского (2 % от общей численности населения района), Туркменского (18 %), Благодарненского (2 %) и Арзгирского (1,6 %) районов, и «восточную», в которую входят туркмены Нефтекумского района (6,8 %) [2]. Общая численность туркмен в крае составляет 13900 человек. Наиболее компактно туркмены проживают на территории Туркменского района (35,3 % от общей численности в крае) [2, с. 387]. 
Несмотря на относительную разбросанность по территории края, как ногайцы, так и туркмены представляют собой единую этническую общность, в которой функционирует родной язык, сохранены исторические и культурные традиции, обычаи, некоторые элементы материальной культуры. Так, у ставропольских туркмен сохранен национальный женский костюм, который одевают не только на праздники, но и носят как повседневную одежду. Девушки и молодые женщины носят платье-койлек красных оттенков. В торжественных случаях женщины надевают курте (камзол) из бархата с богатыми серебряными украшениями. Характерные элементы костюма замужней женщины дастар и чембер. Ими покрывают голову и грудь поверх платья. Цвет женской одежды зависит от возраста. Совсем молодые женщины носят дастар розового и красного цвета, 30-40-летние – красного, с 45 лет носят одежду оранжевого цвета, затем жёлтого, а после 60-ти лет – белого цвета. В прошлом носили кюренжек (платок, закрывающий лицо), сохранившийся ныне лишь как элемент свадебного обряда. У мужчин национальный костюм сохранился меньше. В обиходе лишь элементы костюма – бешметы и капталы (вид нательной одежды), праздничные халаты (даны), курк (шуба из овчины). Туркменские большие лохматые папахи-тельпеки на Ставрополье носить перестали, их заменила обычная шапка-ушанка. В аулах Туркменского района сохранились такие промыслы как ковроткачество, валяние войлока, вязание и пошив национальной одежды. Изготовление паласных торб и хурджунов (элементов интерьера кочевого жилища), музыкальных инструментов и национальных украшений почти прекратилось. В некоторых аулах сохранился традиционный туркменский тип жилья – кибитка.
Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения – штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя. Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством ногайцы в незначительной степени занимаются земледелием (выращивают просо, овес, пшеницу), бахчеводством и садоводством, разводят домашнюю птицу. В ногайских аулах сохранились такие промыслы как ковроткачество (ковры-арбабаши), валяние войлока, вышивка и пошив национальной одежды.
Традиционная пища употребляется в основном в праздничные и торжественные дни. Основу национальной кухни ногайцев составляют къувырдакъ, шашлык, къазы, толтырма и др.; у туркмен – плов, шашлык, аш, чумындрык, лепёшки чёрек. В повседневном меню приоритет остается за традиционной мясо-молочной пищей. У ногайцев, в основном, это бешбармак (мясо с лапшой), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, кумыс, айран, буза и ногъай шай (ногайский чай); у туркмен – бешбармак (обычно куриный), катлама (лепешки из слоёного теста), бёрёки (пирожки с капустой или вареньем), кумыс, айран и калмыцкий чай. Считается, что среди кочевых народов такие молочные продукты как кумыс, буза и йогурт первыми стали делать ногайцы. 
 У ставропольских туркмен сохранилось много национальных игр-состязаний. Практически, каждое торжество сопровождается проведением спортивного соревнования «гёреш» – борьбой, следующей обычно после скачек. Как и скачки, борьба является одним из самых распространённых видов состязаний. Например, скачки (ат ярыш) проводятся по случаю свадьбы, которая длится до 7 дней. Среди пожилых женщин сохранилась традиция встречать родственников после долгой разлуки поэтическим плачем (айдым). В крае создана национально-культурная автономия ставропольских туркмен «Ватан» («Родина&#187. Между туркменами, проживающими в различных районах Ставропольского края, поддерживаются постоянные тесные связи, контакты на экономическом, культурном, семейно-родственном и религиозном уровнях, а связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркменистана крайне незначительна. 
 В 1990 году в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» аула Эдельбай (Благодарненский район) создан музей по истории туркменского народа «Народный быт». В музее более 1200 экспонатов, которые буквально по крупицам собирались по аулам. Представлены национальная одежда, которой более века, изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, «ковёр кочевого туркмена», изготовленный ученицами эдельбайской школы, занавес для невесты в технике «золотого шитья». Многие экспонаты представляют не только познавательный и эстетический, но и научный интерес. Например, старинный кумган (кувшин для омовения) XIII века, каменная мельница «дегирмен» XIX века и др. Раритетный предмет музея – «саплы» – деревянная чашка XIX века, украшенная резьбой. С 80-х гг. ХХ века на смену деревянной посуде у туркмен пришла глиняная, фарфоровая, тефлоновая посуда, и чашки из дерева стали не нужны. Те, у кого они еще сохранились, даже не подозревают об их исторической ценности, ведь «саплы» является определенным символом эпохи.
 В музее аула Сабан-Антуста (Туркменский район), открытом в 1991 году, имеются такие ценные экспонаты, как кибитка, юрта (с внутренним убранством), предметы домашней утвари XIX века. В музее истории ставропольских туркмен аула Шарахалсун (открыт в 1995 году) можно познакомиться с национальной одеждой и предметами домашнего обихода.
У ногайцев большое развитие получили музыкальный фольклор (родильные, свадебные, трудовые и другие песни), хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развита народная медицина. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы. На Ставрополье создано ногайское национально-культурное общество «Бирлик» («Единство&#187 [4, с. 57]. В музее национальной ногайской культуры аула Каясула (Нефтекумский район) собранна коллекция старинных предметов домашнего обихода, традиционной одежды, украшений.
В ауле Тукуй-Мектеб при школе создан этнографический музей «Культурное наследие ногайцев». Весь материал систематизирован по темам: «Народное творчество», «Утварь», «Религия», «Народно-прикладное искусство ногайцев».  Музей насчитывает более 1000 экспонатов. Это мужская и женская национальная одежда, украшения, войлочный ковер, юрта с внутренним убранством, арба, домашняя утварь и др. В школе есть ногайский национальный ансамбль «Алтын Ай», который не раз становился лауреатом районных смотров-конкурсов. На базе школы проводятся различные фольклорные праздники, вечера ногайской поэзии и др. В школе изучается история ногайцев и вплоть до 11-го класса преподается родной язык.  
У туркмен и ногайцев, как и у других народов Северного Кавказа, существуют народные обычаи и традиции, почитаемые и передающиеся из поколения в поколение и играющие важную роль в жизни народа. Прежде всего, это шеджере (родословные писания и легенды), почитание и уважение родителей и старших. Почитание старших является нормой жизни, определяющей взаимоотношения младшего и старшего поколения, поведение в семье и обществе. В последние годы с возрождением национальной культуры и искусства усилился интерес к старинным обрядам и традициям. Больше внимания стали уделять религиозным обрядам (намаз, байрам, ураза). Во многих селах и аулах действуют мечети (Летняя Ставка, Шарахалсун, Чур, Кара-Тюбе, Махмуд-Мектеб), а в некоторых строятся (Сабан-Антуста, Маштак-Кулак и др.). В районах функционируют музеи ногайской и туркменской культуры, отмечаются традиционные праздники, издаются газеты на национальных языках («Туркменская искра&#187, в школах преподается национальный язык. Туркменский национальный ансамбль «Джамиля» и ногайский фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай» известны своими выступлениями далеко за пределами Ставропольского края. 
Особую ветвь среди населения Ставропольского края занимают казаки-некрасовцы (самоназвание казачьей общины). Интерес представляет культура казаков-некрасовцев, компактно проживающих в поселках Новокумский и Бургун-Маджары Левокумского района. Некрасовцы – потомки донских казаков, участвовавшие под предводительством атамана Игната Некрасова в восстании К. Булавина (1701-1708 гг.). После его поражения отряд с семьями численностью 2500 казаков (по другим источникам – около 8000) ушел на Кубань и Дунай, где казаки поступили на службу Турции и сражались с русской армией. В 1777 году около 3000 казаков-некрасовцев поселилось близ Анапы, а после ее взятия русской армией перешли в предгорья Кавказа, затем на Дунай, где атаман Некрасов погиб. В 1791 году группа казаков-некрасовцев мигрировала в Турцию. Поселившись в станицах у озера Майнос, казаки создали автономную замкнутую общину, управляемую кругом и атаманами [2, с. 154]. Общественное устройство общины, быт, семья, нравственные устои, образование определялись «заветами Игната Некрасова», записанными в «Золотой книге». «Заветы» (своеобразная конституция некрасовской общины) были первоначально созданы И. Некрасовым и его сподвижниками, а впоследствии дополнялись новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения называются «заветы Игната». Царская администрация неоднократно предлагала некрасовцам вернуться в Россию. Но один из главных заветов, как говорят в наши дни некрасовцы старшего поколения, гласил: «Царизме не покоряться, при цaризме в Расею не возвращаться». 
В сентябре 1962 года по договоренности между турецким и советским правительством 999 некрасовцев под руководством атамана В.П. Саничева покинули Турцию на теплоходе «Грузия». На его борту родился тысячный переселенец – Семен Бабаев. Поселились некрасовцы в поселках Новокумский и Бургун-Маджары Левокумского района Ставропольского края. Основным занятием казаков стало виноградарство. Казаки построили старообрядческие церкви – Успенскую и Свято-Троицкую. Живут некрасовцы открытой общиной, не редки смешанные браки. По словам Семена Бабаева (того самого, который родился на корабле по пути в Россию), некрасовцы являются старообрядцами не слишком строгого толка. В их церковь приходят и местные жители. «Мы столько веков стремились вернуться в Россию. Мы считаем себя и русскими, и казаками», – подчеркивает Семен [5]. 
В конце 90-х гг. в поселке Новокумский создали этнографический музей и центр традиционной русской культуры [6]. В дар музею местные жители передали коллекции костюмов, в том числе привезенные из Турции, предметы религиозного культа, облачение некрасовского священника и рукотворных кукол в нарядах, повторяющих некрасовский костюм, семейные фотографии и предметы домашнего обихода.
Ни один праздник у некрасовцев не обходится без песен. Они сложены на все случаи жизни, не забыты даже обрядовые XVIII века. Любовь к песне привела к созданию фольклорного ансамбля «Некрасовские казаки», ансамбля «Русская песня» и детского коллектива «Некрасовские казачата». 
«Некрасовские казаки» не раз ездили на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, другие города России, бывали и за рубежом. Ансамбль – участник и лауреат международных фестивалей в Америке, Турции, Польше, Белоруссии. Песенный коллектив показывает образцы уникальной русской культуры на старорусском языке, который ныне утрачен. В репертуаре ансамбля несколько сотен песен, духовные стихи, сказки и предания, былины и свадебные хоровые песни [7]. Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличаются восточной яркостью и пестротой от традиционных нарядов других участников фестивалей. «Таких нарядов нет ни у кого из староверов, – с гордостью замечает Анна Ивановна Бабаёва. – Повсюду, где нам приходилось бывать, собиралось вокруг немало любопытных, и каждый норовил с нами сфотографироваться» [5]. Мужской традиционный костюм – красные шаровары, белая вышитая рубаха, подпоясанная кушаком; у женщин – балахон, рубаха, завеска, платок, украшенный цветами. Итак, казаки-некрасовцы, прожившие на чужбине более 200 лет, смогли сохранить своеобразную культуру, традиции, обычаи, обряды, русский язык, песни, религию, характерные для донских казаков XVII-XVIII веков. 
Таким образом, можно отметить, что небольшие группы туркмен, ногайцев и казаков-некрасовцев, проживающие на Ставрополье, сумели сохранить свою этническую специфику, выражающуюся не только в этническом самосознании, но и в языке, материальной и духовной культуре. Многие этнографические объекты, выявленные в районах Ставропольского края, по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но в настоящее время слабо вовлечены в туристскую сферу. Знакомство с ними возможно только во время многодневных автобусных или автомобильных экскурсий. Связано это, прежде всего, с удаленностью объектов от краевого центра и основных транспортных центров края (Невинномысск, Минеральные Воды). Кроме того, объекты расположены на территории нескольких административных районов края, что тоже неблагоприятно сказывается на транспортной доступности и затрудняет их просмотр. 
Перспективным направлением для развития этнографического туризма в Ставропольском крае, на наш взгляд, является создание этнографических деревень. Для этого краевой администрации стоило бы использовать опыт других субъектов РФ (например, Бурятии, Татарстана, Якутии), где подобные деревни уже создаются. Под «этнографической деревней» мы понимаем – этнокультурный комплекс, включающий национальные жилища, одежду, традиционные виды занятий населения, национальную кухню, фольклор и другие элементы материальной и духовной культуры, представляющие интерес для туристов. 
Так, при создании «Туркменской этнографической деревни» (или «Ногайской этнографической деревни&#187 в традиционном жилище кочевников (юрта, кибитка) можно, например, разместить гостиницу или ресторан (ашхана, нахар-хан), в домах (уьй) – мастерские ремесленников. В мастерских посетители могли бы не только знакомится с традиционным укладом жизни населения, но и поработать своими руками (ковроткачество, валяние войлока и т.д.) с помощью старинных инструментов. В завершении экскурсии посетить ресторан, отведать блюда национальной кухни и приобрести на память сувениры (например, уйык – вид национальной обуви из овечьей шерсти, ковер, кукол в национальных костюмах и др.). 
 В программы этнографических туров могут включаться конные экскурсии, народные песни и танцы в национальных костюмах, традиционные обряды с которыми сегодня можно познакомиться только во время массовых празднеств или на специальных фольклорных вечерах, проводимых в районах и краевом центре. 
 В настоящее время к попыткам развивать этнографический туризм на Ставрополье относится организация экскурсий для школьников, проживающих в близлежащих районах. Но они, как правило, посещают только музеи и районные фольклорные мероприятия. Одним из сдерживающих факторов развития этнографического туризма является низкий уровень развития туристской инфраструктуры по основным компонентам системы обслуживания (гостиничный сектор, транспорт, предприятия питания). Ситуация усугубляется слабостью рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности не только регионального, но и внутрикраевого масштаба. Особое внимание необходимо уделить информационной поддержке развития туризма в восточных районах края, используя для этого современные компьютерные технологии, всемирную сеть Интернет и издание информации об этнографических объектах на всех возможных носителях. Организация познавательных туров на базе этнографических объектов не только принесет доход туристской сфере края через непосредственную оплату туров и благодаря покупке сувениров, но и будет способствовать возрождению и сохранению традиционно-бытовой культуры народов, проживающих на Ставрополье.

Литература

1. Авксентьев А.В., Аксиев А.З. Ногайцы Ставрополья. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 44 с. 
2. Энциклопедический словарь Ставропольского края. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 458 с.: ил. 
3. Курбанов А.В. Ставропольские туркмены: Историко-этнографические очерки. – СПб.: Изд-во Языкового центр СПбГУ. – 1995. – 240 с.: ил.  
4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. – 90 с. 
5. Варданян Т. Казаки-некрасовцы: 46 лет спустя // Ставропольская правда. – 2008. – 26 сентября.
6. Лупашко А. В теплых объятиях Родины // Ставропольская правда. – 2002. – 21 сентября.
7. Шебалков Н. Казаки-некрасовцы // Северный Кавказ. – 2007. – № 26.

А.В. Шестакова, Э.Р. Аккочкарова. Ставрополье – перспективный район этнографического туризма // Вестник Национальной Академии Туризма. – 2009. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 64-67.

УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПОДАРОК ЗА ПОКУПКУ НЕДВИЖИМОСТИ
В ЖИЛОМ РАЙОНЕ ГАРМОНИЯ ОТ STAV-GEO
Сайт является партнером Строительной Группы «Третий Рим» За приобретение недвижимости в жилом районе «Гармония» Дарим 1% от стоимости!*
А что такое 1% от покупки, это от 2 поездок в горы или оплата за то, что вам положат кафель в ванной, или сможете устроить новоселье!
*ЗА КВАРТИРУ от 5 555 руб.
*ЗА ТАУНХАУС от 15 555 руб.
*ЗА ФЛЭТХАУС от 17 777 руб.
*ЗА ДУПЛЕКС от 19 999 руб.
*ЗА ОСОБНЯК от 22 222 руб.

*Для участия в акции ОБЯЗАТЕЛЬНО записаться на показ недвижимости в жилом районе «Гармония» по телефону / вацапу +79187488447
С НАМИ ВЫГОДНО!

Рубрика: ТУРИЗМ 41





Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar