Этнографическое описание Якутов

Якуты

Якуты (самоназв.: саха) — народ в Российской Федерации (443,9 тыс. чел., 2002), коренное население Якутии (432,3 тыс.). Различают четыре этно-территориальные группы — амгинсколенские, вилюйские, олекминские и северные якуты. Последние населяют тундровую зону бассейна рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка, а на западе — до границы с Красноярским краем.
Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную и таймырскую. Письменность с середины XIX века.
Верующие якуты — православные, сохранились и традиционные культы (шаманизм).


Этногенез

 

Этногенез якутов происходил в ходе миграции в степную часть средней Лены тюрко-монгольских племен скотоводов из Прибайкалья (хунну, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты) и ассимиляции ими коренного, в основном тунгусского населения. Окончательно этнос сформировался к XVII веку. Но и в последующем происходила аккультурация — восприятие традиций сопредельных народов. Так, северные якуты по культуре близки к юкагирам и эвенкам, у олекминских якутов сильно влияние русской культуры. В 1922 г. была создана Якутская АССР, с 1990 г. — Республика Саха (Якутия).

Динамика и численность в городской и сельской местности                               Расселение. Гигантскую территорию самого большого региона России с площадью более 3 млн. кв. км почему-то принято сравнивать с Францией, которая в 7 раз меньше. По освоенности пространства между ними нет ничего общего. В Якутии живет уже меньше миллиона человек, плотность населения (0,3 человека на кв. км) — одна из самых низких среди регионов России. Четверть населения сконцентрирована в столице республики Якутске, есть также два средних по численности города — угледобывающий Нерюнгри и важнейший для экономики республики центр добычи алмазов Мирный. Сеть из 10 малых городов и 55 поселков городского типа (на территории размером почти в 1/6 часть России!) в основном привязана к местам добычи ресурсов и отличается крайне слаборазвитой инфраструктурой. В Якутии сохранился самый маленький город России — Верхоянск (1,4 тыс. жителей), который в XVI–XVIII вв. был одним из опорных пунктов колонизации обширного северо-востока страны, а затем местом политической ссылки.

Хотя Якутия расположена на севере, она имеет самую высокую долю сельского населения среди дальневосточных регионов, уступая только Корякскому АО, где вообще нет городов. За межпереписной период доля сельского населения выросла с 33 до 36%, хотя в предыдущие десятилетия она сокращалась. Изменения связаны с двумя причинами: сельское население, в основном якутское, сохранило естественный прирост, а из городов с преимущественно русским населением в переходный период шел мощный миграционный отток, как и всюду на Крайнем Севере. При этом Якутск, в отличие от большинства столиц северных регионов, продолжал пополняться мигрантами из села и его население выросло на 11%, до 246 тыс. человек . Относительно благополучное положение главного промышленного центра Якутии город Мирный также способствовало сохранению населения, но остальные города и поселки стремительно депопулировали. Например, Нерюнгри потерял почти четверть населения и перестал быть крупным городом.

                                                                                                                                                                                 

Демография и этнический состав. Более благополучная демографическая ситуация в республике объясняется высокой долей титульного населения, не завершившего демографический переход. Якутия — единственный регион Дальнего Востока, где сохранился естественный прирост населения (на Чукотке он близок к нулю), при этом показатели рождаемости в республике в 1,5 раза выше среднероссийских, а смертности — на 60% ниже из-за более молодой возрастной структуры населения. Однако это благополучие относительно, так как естественный прирост постепенно снижается, а по социально-демографическим индикаторам Якутия отстает от большинства регионов страны, в ней хуже показатели и младенческой смертности, и ожидаемой продолжительности жизни.

В возрастной структуре населения Якутии повышена доля и трудоспособного населения (63,5%), и детей (26,5%) по сравнению со средней по стране (61 и 18% соответственно). Наиболее омоложена возрастная структура сельского населения республики — 33% детей (при 23% для городского населения). Однако Якутия, как и другие северные регионы, уже столкнулась с проблемой постарения населения . В переходный период Север покидало более молодое и мобильное население, а жители старших трудоспособных возрастов и пенсионеры вынуждены были оставаться в республике, потеряв в период гиперинфляции свои сбережения. Хотя в Якутии эта проблема пока менее остра, чем на Европейском Севере, почти двукратный рост доли пожилого населения усиливает социальную напряженность, ведь пенсии северян не дотягивают до прожиточного минимума.

                                                        Религия                                                                     


Православие распространилось у якутов в XVIII— XIX веках. Однако христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и т. д. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и т. п. До христианства практиковался воздушный способ захоронения. Потом стали хоронить в земле, но с оружием, предметами быта, продуктами питания.

Шаманами у якутов могли быть и мужчины, и женщины. Они разделялись на белых и черных. Первые служили небожителям, управляли праздником Ысыах. Вторые вели борьбу со злыми духами. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, его изображение пришивалось к одежде. Шаманские бубны якутов были овальными, с широким ободом (как у эвенков). Помимо шаманов у якутов были распространены знахари, каждый из которых специализировался на одной из болезней.

Традиционные занятия

По хозяйственно-бытовому укладу якуты делятся на скотоводов (большинство) и северных — оленеводов, охотников и рыбаков. Основные традиционные занятия населения степной зоны Центральной Якутии — коневодство (в русских документах XVII в. якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами — женщины. Местный скот отличался выносливостью, но был малопродуктивен. На севере разводили оленей. Повсеместно развито рыболовство. На нем специализировались безлошадные бедняки и т. н. «пешие якуты». Рыбу ловили в основном летом — неводами из конского волоса, сетями, мордами, вершами, били острогой. Охота особенно распространена на севере, являясь здесь основным источником пропитания (северный олень, лось, заяц, птица). Пушная охота была известна и до прихода русских. Существовало собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие (ячмень) стало распространяться с приходом русских, но только в южных и центральных районах Якутии.

Среди традиционных ремесел у якутов — кузнечный промысел, имевший товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX в. — резьба по мамонтовой кости. Была развита обработка дерева, бересты, меха, кожи. Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла, из конского волоса — различные плетения и вышивки. Художественной резьбой покрывались деревянные кубки для кумыса (чороны) и коновязи для лошадей. Сохранилось производство лепной керамики, что выделяет якутов среди других народов Сибири. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, сани, на севере — нарты, берестяные лодки, как у эвенков.


Традиционное жилище

 

Якутские поселения делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники состояли из одной-трех юрт и располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились у пастбищ и насчитывали до десятка юрт.
Зимнее жилище — балаган — было прямоугольной формы, имело невысокие наклонные стены из тонких бревен, обмазанных глиной с навозом, и низкую двускатную крышу из коры и дерна. С XVIII в. распространяются многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей, которые внешне напоминают чум диаметром пять и высотой десять метров. Хозяйственные постройки включали хлевы (хотоны) для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.
Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы — cэргэ. Северные якуты-оленеводы использовали чум самодийского типа и домик на полозьях — балок.

 

Национальный костюм

Национальная одежда якутов — однобортный кафтан (сон), зимой — меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Костюм дополняли короткие кожаные штаны, кожаные ноговицы и меховые носки. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.

Высоко ценился и передавался по наследству якутский женский свадебный костюм: шуба из дорогих тканей, шапка из благородного меха с султаном из птичьих перьев, все богато

декорировано серебряными бляшками, бисером и бахромой. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные и шейные украшения, браслеты, кольца и накосники из серебра и золота (реже). Традиционная обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу, летние сапоги из замши с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией.

Национальная кухня

Предпочтение отдавалось молочной пище: из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего — простоквашу (суорат, сора), сливки, масло. Масло пили растопленным или с кумысом. Суорат заготавливали на зиму в замороженном виде с добавлением ягод, кореньев и др. Из него с добавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони готовилась похлебка — бутугас. Рыбная пища играла главную роль для бедняков. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жареной; ее замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Мясо употреблялось нечасто, преимущественно в вареном и жареном виде. Особенно
ценилась конина, на севере — оленина. В XIX в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламаат

.

 

Семейно-бытовые отношения

 

До XIX в. у якутов сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно, и каждая вела свое хозяйство. Калым за невесту состоял обычно из скота, часть его предназначалась для свадебного пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее около половины калыма, — в основном предметы одежды и утвари. Свадьба сопровождалась играми и плясками молодежи.

Существовали обычаи кровной мести (обычно заменявшейся выкупом), воинских посвящений мальчиков, коллективной рыбной ловли (на севере — ловли гусей), гостеприимства, обмена подарками (бэлэх).

Главное торжество якутов — весенне-летний кумысный праздник Ысыах, который сопровождался возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чоронов), играми, спортивными остязаниями и т. д.

Культура

В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при боль¬шом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.
Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.

В 1850-х гг. якуты получили письменность на основе русской графики. Со второй половины XIX в. на якутском языке стали издаваться церковные книги, записи фольклора, с начала XX в. — газеты и журналы.

Скачать файл

Комментарии 0

Оставить комментарий

avatar