/ Библиотека (файлотека) / Презентация / характеристика по плану города Тольятти

характеристика по плану города Тольятти

ЭГП г.Тольятти Толья́тти — город в Самарской области России, административны центр Ставропольского района. Расположен на левом берегу Волги, в живописном месте напротив Жигулей. ЭГП — главный ресурс развития и роста крупных городов. Его качества во многом определяют: а) функциональный тип города; б) масштабы и широту спектра развития; в) темпы роста. Для Тольятти фактор ЭГП был решающим. Особую роль сыграло то, что город располагается: — на Волге — «главной улице России»;
— у главного экономического диаметра страны;
— в ареале Самарской Луки, где Волга на небольшом протяжении как бы специально заложила подряд три излучины, удобные для возникновения центров-фокусов с разветвленными связями;
— у перехода через Волгу по плотине ГЭС и вблизи другого, первого по времени сооружения перехода — Сызранского моста;
— неподалеку от Самары — столицы Поволжья и в окружении значительного числа крупных центров различной специализации;
— в районе, богатом природными ресурсами — минеральными, водными, территориальными, почвенными, рекреационными. Качества ЭГП Тольятти — это в основном «наведенные» на него преимущества положения уникального ареала в территориальной структуре России — Самарской Луки. ЭГП будущего города-гиганта изменилось к лучшему уже в ходе сооружения Куйбышевской ГЭС. С двух сторон к месту стройки подошли железные дороги: от Самары по левому берегу и от Сызрани — по правому. Затем их соединила плотина. После завершения строительства ГЭС привлекательность площадок, способных разместить крупные предприятия, значительно возросла. История Тольятти Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города. За сто лет с начала 19 до начала 20 веков население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Для того времени Ставрополь являлся среднего размера городом. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города. К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей. 21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место[36]. После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, были построены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завода, химические предприятия: заводы синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор»[37]. В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти — Автозаводский. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность городского населения выросла в 2 раза, на сентябрь 1967 года в Тольятти проживало уже 162 тысячи человек. В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. И хотя он и был признан недействительным, так как пришло менее 50 % от имеющих право голоса горожан, однако за сохранение названия Тольятти высказалось более 70 % из пришедших на голосование горожан. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц, периодически поднимается различными общественными организациями, хотя по результатам опросов общественного мнения сейчас только 4 % горожан считает важным возвращение городу исторического названия. Административно город разделён на 3 района (численность населения на 1 января 2009): Автозаво́дский райо́н Тольятти (также известен как «Автоград», «Новый город») — административный район города Тольятти. Граничит с Центральным районом города. Административно выделился в 1972 году. С 1992 года деятельностью района руководит назначаемый мэром глава администрации района. С ноября 2006 года этот пост занимает Игорь Ладыка. География
Район расположен на западе города. Выходит на берег Волги (первый по течению реки). Территориально разделён на 26 кварталов, ограниченных основными автодорогами, внутри каждого квартала обычно проходит бульвар. Население
Численность населения на 1 января 2007 — 436 636 жителей; Автозаводский район является крупнейшим в Поволжье районом города. И единственным в Самарской области с естественным приростом населения. История
Район появился вместе с АВТОВАЗом. Одновременно с подписанием постановления о строительстве завода (20 июля 1966) правительство страны приняло решение о создании нового жилого района. В марте 1967 года был забит первый колышек разметки под коммунальные сети Автограда, а 29 марта был вынут первый ковш земли - началось строительство жилого района, осуществлявшееся параллельно с возведением объектов автозавода. 31 октября 1967 года управлением «Жилстрой» был заложен фундамент первого дома в Автозаводском районе города Тольятти. Строительство велось параллельным методом: жилые кварталы строились почти одновременно с их планированием. Новый район создавался «с нуля», и это позволяло учесть географические особенности местности. Например, улицы расположены под таким углом, что город хорошо продувается ветрами с Волги. Это один из факторов, улучшающих экологическую обстановку в районе. Архитекторы, будучи практически не ограниченными в масштабах стройки, спроектировали автодороги достаточно широкими по меркам 1960-х годов, чтобы они могли пропускать большое количество транспорта. При том, что концентрация автомобилей в Тольятти сегодня примерно такая же, как в Москве проблема пробок здесь не столь актуальна, как в столице. Озеленение кварталов осуществлялось по научной системе, и были применены долговечные и хорошо очищающие воздух породы деревьев и кустарников. Промышленность
В промкомзоне района находятся ОАО «АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ», мясокомбинаты, швейная фабрика, завод шампанских вин, винзавод, хлебзавод, молокозавод. В районе находится Дворец культуры и техники, Дворец спорта «Волгарь» и много других объектов, включая сотни километров инженерных сетей и дорог. Комсомольский район Тольятти
География
Расположен на востоке города непосредственно на берегу Волги. Из всех районов города является нижним по течению реки. На западе граничит с Центральным районом, на востоке граница района выходит на федеральную автодорогу М5 и плотину Куйбышевской ГЭС. Административное устройство
В состав Комсомольского района долго время входили: · посёлок городского типа Поволжский · посёлок городского типа Фёдоровка · село Новоматюшкино Однако весной 2009 года эти населенные пункты были упразднены, и вошли в состав района в качестве микрорайонов. Также можно выделить исторические районы города, ныне микрорайоны: посёлки Шлюзовой, Нагорный, Жигулёвское море. Административно выделился в 1972 году. С 1992 года деятельностью района руководит назначаемый мэром глава администрации района. С 5 декабря 2006 года этот пост занимает Зимин Вадим Анатольевич. Население
На 1 января 2007 года в районе проживало 110 405 жителей. В поселках Поволжский и Фёдоровка — 9422 и 3151 жителей соответственно. История
Район сформировался из отдельных посёлков, созданных для проживания строителей Куйбышевской ГЭС: Комсомольска, Шлюзового, Жигулёвского моря. Ранее на месте нынешнего центра района находилась деревня Кунеевка. Промышленность
Крупные предприятия района находятся на значительном удалении от жилых квараталов: «АвтоВАЗагрегат» и «ТольяттиАзот». Непосредственно в районе находится речной порт Тольятти, а также предприятия пищевой промышленности. Центра́льный райо́н Тольятти (также известен как «Старый город») — административный район города Тольятти, расположен в центре города. Административно выделен в 1972 году. С 1992 года деятельностью района руководит назначаемый мэром глава администрации, на сентябрь 2007 года им являлся Крымцев Сергей Семёнович. География
Граничит на западе с Автозаводским, а на юго-востоке с Комсомольским районами города, отделённый от них лесными массивами. На юге района находится лесной массив, за которым протекает река Волга. На юго-запад от основных кварталов, непосредственно у берега Волги находится микрорайон Портпосёлок, обособленный, но административно входящий в Центральный район. Это единственное место, где район выходит на берег Волги. С севера граничит со Ставропольским районом Самарской области. Население
Численность населения на 1 января 2007 — 158 257 жителей. История
Район начал формироваться при переносе жилых домов из затопляемого Ставрополя в 1950-х годах. Перенесённые дома стали основой частного сектора района. В отличие от остальных районов города, в Центральном частные дома находятся не на окраине, а непосредственно в самом центре района, ограниченные кварталами современной застройки с севера и юга. Портпосёлок был построен в то же время как жилой район для строителей Жигулёвской ГЭС. В 1960-х годах в районе были построены крупные предприятия машиностроения и химической промышленности: Волгоцеммаш, ТольяттиКаучук, КуйбышевАзот, электротехнический завод, Тольяттинская ТЭЦ и другие. Они сформировали Северный промышленный узел, расположенный на северо-восток от жилых кварталов. Район — исторически сложившийся административный центр города. Здесь расположены Тольяттинская Городская Дума и мэрия города. Большинство зданий района застройки сталинского и хрущёвского периодов. Именно в Центральном районе находится большинство исторических памятников Тольятти. Машиностроение
Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, крупнейшими из которых являются «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис». Также в городе расположены заводы цементного машиностроения, судоремонтно-механический, трансформаторный, противопожарного оборудования, завод защитных покрытий и пластмасс, Завод технологического оснащения . Энергетика
Источниками электрической и тепловой электроэнергии Тольятти являются две ТЭЦ: Тольяттинская ТЭЦ и ТЭЦ Волжского автозавода, которые обеспечивают энергией все промышленные предприятия города и его население. Обе тепловые электростанции входят в состав Волжской территориальной генерирующей компании. Расположенная в соседнем Жигулёвске гидроэлектростанция, входящая в состав ОАО «РусГидро», является генерирующей компанией оптового рынка электроэнергии России.
Химическая отрасль
Хорошо развита в Тольятти химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук». Предприятие «ТольяттиАзот» было построено в советские годы при участии американского миллиардера Арманда Хаммера, симпатизировавшего СССР Транспортировку своей продукции завод производит по уникальному аммиакопроводу «Тольятти—Одесса», управляемому компанией ОАО «Трансаммиак».
Другие отрасли

Имеются предприятия лёгкой (швейно-трикотажная фабрика) и пищевой (хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликёро-водочный завод, винзавод, завод по производству молочных продуктов компании Danone) промышленности, полиграфические предприятия развито производство стройматериалов (бетонные и кирпичные заводы, предприятия деревообработки). В процентном соотношении по видам промышленного производства ситуация в городе складывается следующим образом: · Производство транспортных средств оборудования — 75,9 %; из них: o отгрузка легковых автомобилей — 71,5 %: o отгрузка частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей — 28,2 %; · Химическое производство — 18,1 %; · Пищевая промышленность — 1,8 %; · Производство электрооборудования — 1,2 %; · Производство резиновых и пластмассовых изделий — 0,6 %; · Производство минеральных продуктов — 0,6 %; · Производство машин и оборудования — 0,6 %; Остальные производства не превышают 0,5 % и в сумме составляют 1,2 процента. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2009 год 155 млрд рублей, в том числе производство транспортных средств оборудования — 66,2 %. Торговля
В городе действуют такие федеральные торговые сети как «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Магнит», «Эльдорадо», «Техносила», «Эксперт», «М.видео», «DOMO», «Спортмастер». Открыты гипермаркеты «МЕТРО», «Лента», «О’КЕЙ», «Castorama», «Media Markt» и «Real» (находящийся в молле «Парк Хаус»). За счёт привлечения местных финансовых ресурсов в Тольятти сооружаются торгово-развлекательные комплексы, не уступающие федеральным. Так один из старейших торговых центров города — «Русь на Волге», открывшийся ещё в 1983 году, после проведённой в 2007—2008 годах модернизации стал самым крупным по торговой площади — 111 тыс. м². Построены собственные торгово-развлекательные комплексы «Аэрохолл» и «Мадагаскар» (в нём размещён первый в Тольятти «Макдоналдс»). Аналогичная ситуация в сфере розничной торговли. За счёт местного финансирования развиваются собственные торговые сети, которые за счёт открытия своих торговых площадей в близости от жилых домов (т. н. торговый формат «у дома») — вытесняют федеральных игроков розничного рынка. Таким образом в 2008 году из Тольятти ушли федеральные торговые сети «Патэрсон» и «Вестер»; вместо них растёт количество магазинов «Елисейский», «Миндаль». Кризис пошатнул позиции некоторых игроков: ушёл из города «Наш квартал», выставлена на продажу сеть «Посадский».

Транспорт
Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога E 30—М5 «Москва — Самара — Челябинск». Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами (в Центральном и Автозаводском районах), крупными железнодорожными станциями (грузовой и двумя пассажирскими), речным портом и аэропортом «Курумоч». Общий грузооборот по итогам 2007 года всех транспортных предприятий Тольятти составил 779,4 млн. ткм и эта цифра ежегодно возрастает. Всего за 2007 год было перевезено 4201,1 тыс. тонн грузов. Городской транспорт
Пассажирские перевозки осуществляются муниципальными автопредприятиями (в основном с помощью автобусов «МАЗ-103»), троллейбусным управлением, а также маршрутными такси. Тольятти является крупнейшим городом России, в котором нет и никогда не было трамвайной системы, причём планы строительства трамвая регулярно возникают в мэрии города. Последние годы муниципальный пассажирский транспорт пребывает в кризисном состоянии. В городе ежегодно снижается общий пассажиропоток: в 2007 году было перевезено 112,1 млн. человек, что составляет всего 94,7 % к 2006 году[52]. Наблюдается тенденция к сокращению количества муниципальных маршрутов и увеличения альтернативных: начиная с 2005 года было закрыто более 25 автобусных маршрутов и 2 троллейбусных[62]. У многих из оставшихся были изменены схемы движения, увеличен интервал и уменьшено количество машин. На 1 января 2008 года в городских АТП находилось 463 автобуса и 186 троллейбусов, однако из них со 100 % износом 187 машин (40,4 %) и 153 машины (82,3 %) соответственно. Приобретений новых транспортных средств в 2007 году не было, но в течение года было списано 143 автобуса и 13 троллейбусов. В ещё более тяжёлом состоянии находится пригородный транспорт. За первое полугодие 2007 года им было перевезено всего 16,1 тыс. человек, что в 10 раз меньше чем в 2006 году. Другой заметной тенденцией является постоянное увеличение доли пассажиров, перевезённых альтернативными транспортными предприятиями (с 27,6 % в 2006 году до 29,2 % в 2007). Стоимость поездки в муниципальном транспорте (автобусы и троллейбусы) с 15 января 2011 года составляет 15 рублей. Стоимость проезда в маршрутных такси составляет: 16 рублей за поездку по району и 20 рублей за поездку между районами. Автомобильный транспорт
Тольятти имеет развитую дорожную систему. Общая протяжённость автомобильных дорог в городском округе составляет 1498 км, их общая площадь составляет — 14 345,589 тыс. м². Однако существующие автодороги города исчерпали свою пропускную способность и не в состоянии справиться с всё возрастающей интенсивностью дорожного движения. В 1970-х годах дороги в крупнейшем Автозаводском районе города строились исходя из фантастической для СССР цифры в 220 автомобилей на каждую тысячу человек, и ещё в середине 1980-х годов обеспеченность населением составляла всего 15-20 автомобилей на 1000 жителей. Но на 1 июня 2007 года в ГАИ города было зарегистрировано 243 376 транспортных средств, из которых 75 % составляли легковые автомобили. По обеспеченности легковым автотранспортом на душу населения Тольятти занимает 17-е место в России (262 автомобиля на 1000 жителей)[64]. Ситуация на дорогах города усугубляется их качеством: по оценке директора департамента ЖКХ мэрии 70 % дорожного полотна требует капитального ремонта, оснащение дорог ливневой канализацией составляет 66,5 %. По оценкам 20 % ДТП с пострадавшими на улицах города происходит именно из-за состояния дорожного полотна. Тем не менее, именно автомобильный транспорт является самым популярным в городе. Крупнейшие автодороги
Трасса М5 на плотине Жигулёвской ГЭС В юго-восточной части города, через Комсомольский район, проходит магистральная федеральная автодорога М5, которая обеспечивает связь Центрального района европейской части страны с восточными районами: Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения «Тольятти — Димитровград», соединяющая Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области. Автодорога примыкает к обводному шоссе в районе села Васильевка. Также к городу подходит ряд автомобильных дорог местного значения, соединяющих Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района. Расстояние по автодорогам от Тольятти до Самары составляет 88 км, до Москвы — 985 км, до Санкт-Петербурга — 1702 км. Железнодорожный транспорт
Через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль «Сызрань — Жигулёвское море — Самара», входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла Куйбышевской железной дороги. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с городами Самара, Сызрань, Жигулёвск. Также эта линия является северным обходом загруженного пути на участке «Кинель — Звезда — Сызрань». Собственно на объездной ветке центрального пути расположена лишь одна железнодорожная станция города: Жигулёвское море. Станция Тольятти и две грузовых станции: Химзаводская и Химическая — расположены на тупиковой ветке. Подобное прохождение железных дорог по городу и области стало причиной относительно слабого использования железнодорожного транспорта городом. Из Тольятти выходит всего два пассажирских поезда: № 065/066 «Тольятти—Москва» и № 667/668 «Саратов—Тольятти», а ещё на некоторые станции (Адлер, Санкт-Петербург) отправляются прицепные вагоны. Транзитные поезда через город не проходят. (Для сравнения: из Самары отправляется 22 поезда, а через Сызрань проходит 17 поездов). Ходит несколько пригородных электричек в направлении Самары и Сызрани. Основным видом перевозок являются грузовые. Речной транспорт
Речной транспорт Тольятти представлен двумя предприятиями: ОАО «Порт Тольятти» и ОАО «АвтоВАЗТранс». В ведении первого находится грузопассажирский порт Тольятти, способный принимать суда класса «река-море». Порт состоит из 8 грузовых и 2 пассажирских причалов, речного вокзала, гостиницы на 100 человек. Основными направлениями деятельности являются перевозка минеральных удобрений, намыв и продажа речного песка. Пассажирские перевозки представлены только пригородными направлениями, прочие закрыты по причине нерентабельности. Планируется строительство современного контейнерного терминала, обрабатывающего грузы речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В Автозаводском районе действует паромная переправа ОАО «АвтоВАЗТранс», перевозящая автотранспорт и пассажиров в село Усолье и обеспечивающая прямые связи города с Шигонским районом Самарской области. Авиационный транспорт
Международный аэропорт Курумоч расположен в районе посёлка Берёза и находится в 70 км от центральной части Тольятти и в 35 км от границы областного центра — Самары по автодороге «Москва — Челябинск». В непосредственной близости от города (к северо-востоку от села Русская Борковка) построен аэродром, способный принимать вертолёты и лёгкие самолёты. Кроме того, в 20 км севернее Тольятти имеется ещё два небольших аэродрома — Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево (спортивный). В настоящее время местные воздушные линии в регионе не функционируют, что связано с высокими тарифами на авиаперевозки и хорошим развитием автомобильных перевозок. Трубопроводный транспорт
В городе берёт начало аммиакопровод «Тольятти — Южный» (эксплуатируется ОАО «Трансаммиак»).
Численность
Долгое время существования города численность постоянного населения не превышала 10 тысяч человек. Так к началу XX века население Ставрополя составляло 5974 человека. В 1920 году население города составило 10 332 человека (5689 женщин и 4643 мужчины). По сравнению с 1897 годом прирост составил 73,1 %. Однако гражданская война и голод 1921—1922 гг. повлияли на то, что количество населения в 1920-е годы не только не возросло, но и сократилось. За три года с 1920 по 1923 население Ставрополя уменьшилось более чем на 4,5 тыс. жителей. Резкие скачки роста численности населения совпадают со строительством Куйбышевской ГЭС и «АВТОВАЗ» в 1950-е и 1970-е года соответственно. Миграция
Город изначально был заложен как центр переселения крещёных калмыков. С тех пор всегда рост численности горожан происходил в основном за счёт механического прироста населения, даже когда уровень естественного прироста превышал такой в других городах страны. Так в 1959 году естественный прирост был равен 20,2 ‰, а механический 89,9 ‰, в 1970 г. соответственно — 16,4 ‰ и 117,4 ‰, в 1999 — естественный вообще был отрицательным (-1,4 ‰), но за счёт механического (5,4 ‰) город продолжал расти. Подобный миграционный поток определил для Тольятти довольно благоприятную структуру населения, с высокой долей трудоспособного населения (см. раздел Показатели ниже).[9] В городе проживает довольно много выходцев из села. Так, среди переехавших в Тольятти из Самарской области доля селян составляет 26 %, а в отдельные годы на селян приходилось более половины мигрантов (57 % в 1972 году). Однако существенно и число приехавших из крупных городов: строящиеся заводы требовали большого количества квалифицированных кадров, приезжавших из крупных образовательных центров. Такое явление во многом определило разделение населения города на две основные группы, сильно различающиеся друг от друга по мировоззрению, поведению, участию в культурной жизни города. Так мэрией города был проведён опрос о участии в разработке стратегического плана развития города. Наибольшую готовность к конкретным действиям выразила учащаяся молодежь (41 % от опрошенных в данной категории), среди выходцев из крупных городов таких оказалось 32 %. А среди уроженцев сельской местности 72 % не выразили никакой заинтересованности в работе, мотивируя отказ недостатком знаний и информации, а также неверием в возможность реализации этого плана. Для каждого пятого горожанина слово «Тольятти» ассоциируется с заводом, а сам город воспринимают как придаток при заводе. Подобное явление специалисты объясняют отсутствием приобщённости к городскому образу жизни и недостаточной укоренённостью населения. Показатели:
На 1 января 2010 года численность постоянного населения городского округа Тольятти составила 721,6 тыс. чел. (22,7 % от численности населения Самарской области). Прирост населения за 2009 год составил 1,3 тыс. чел. или 0,2 % (на 1 января 2009 года — 720,3 тыс. чел.). Прирост наблюдается только в Автозаводском районе города. Тольятти продолжает оставаться одним из немногих муниципальных образований в области, где существует естественный прирост населения. И хотя естественный прирост также наблюдается только в Автозаводском районе, но за последние несколько лет коэффициент естественного прироста населения города постепенно возрастает с отрицательных значений в 2006 году.
В структуре смертности населения на первом месте — болезни системы кровообращения, на втором — новообразования, на третьем — несчастные случаи, отравления и травмы. Для погребения умерших жителей в городе имеются три кладбища. Численность женского населения незначительно преобладает: по данным переписи населения 2002 года удельный вес мужчин составил 47 %. Средний возраст жителей Тольятти на начало 2009 года составляет 37,5 лет (в 2002 году этот показатель составлял 34,5 года).
В городе наблюдается тенденция к снижению числа официально зарегистрированных браков и росту числа разводов, однако всё ещё сохраняется превышение числа браков над числом разводов: 1000 образовавшихся пар пришлось 600 распавшихся. В городе имеется одно учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов-взрослых на 330 мест. Безработица
По состоянию на начало апреля 2010 года в городском центре занятости официально зарегистрировано 20 тыс. безработных. По этому показателю Тольятти занимает второе место в области. По отраслям экономики основной удельный вес безработных распределился следующим образом: · из промышленности — 41,0 %; · торговли и общепита — 21,2 %; · транспорта и связи — 8,6 %; · строительства — 7,1 %; · общей коммерческой деятельности — 3,7 %; · образования — 3,4 %. Реальные возможности экономики в обеспечении занятости населения весьма ограничены. Если на конец 2008 года на 1 постоянное место претендовало 1,5 незанятых граждан, то по состоянию на конец 2009 года нагрузка на 1 постоянное место выросла до 11,8 человек. Самое низкое значение уровня безработицы за последние несколько лет было зафиксировано в апреле 2007 года, когда её показатель составлял 0,56 % или 2,6 тыс. человек. По итогам первого полугодия 2007 года согласно расчётам министерства экономического развития Самарской области среднемесячная заработная плата на крупных и средних организациях составила 13 165,3 рублей, что является максимальным значением для области, однако ниже, чем показатель в целом по стране (13 810 руб.). Национальный состав
По данным переписи 1897 года в городе проживали представители разных национальностей, большинство из которых составляли: русские — 5667 чел. (94,86 %), татары — 107 (1,79 %), мордва — 97 чел. (1,62 %), украинцы — 37 (0,7 %), евреи — 24, чуваши — 12, немцы — 12, поляки — 7, башкиры — 1, другие национальности — 5 человек. В 1920 году национальный состав горожан был следующим: русские — 9897 чел. (95,79 %), поляки — 118 чел. (1,14 %), татары — 97 чел. (0,94 %), евреи — 54 чел. (0,52 %). Кроме того, в городе проживали украинцы, евреи, латыши, эстонцы, белорусы, немцы и представители других народностей, в городе проживали 4 финна, 5 корейцев и даже 1 швед. По данным всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживали люди 104 национальностей. Десятка национальностей с наибольшим количеством проживающих в городе выглядит следующим образом: · Русские — 83,203 % · Татары — 3,764 % · Украинцы — 2,767 % · Мордва — 2,043 % · Чуваши — 1,752 % · Азербайджанцы — 0,802 % · Армяне — 0,649 % · Белорусы — 0,627 % · Немцы — 0,378 % · Таджики — 0,263 % А 44 национальности насчитывали среди населения города менее 10 представителей. Жилищно-коммунальное хозяйство
Общая площадь жилищного фонда городского округа Тольятти на 2009 года составила 14,5 млн м², так что на одного тольяттинца в среднем приходится 19,4 м², что является весьма низким показателем (Для сравнения: в Московской области на одного человека приходится 26 м² жилья, а Санкт-Петербург к 2010 году планирует достичь цифры в 31 м²). Планы мэрии и областной администрации по вводу нового жилья в городе стабильно не выполняются уже много лет. Основными причинами этого являются сложности градостроительного законодательства и отсутствие свободных участков под застройку. Жильё
В городе находится 9757 жилых зданий общей площадью 14 482,7 тыс. м², в которых расположена 219,1 тысяча квартир. Из них 2204 многоквартирных дома общей площадью 13 703 тыс. м². 90 % жилья находится в частной собственности, в многоквартирных домах приватизировано 88,2 % квартир. По районам города жилищный фонд делится следующим образом: · Автозаводский — 891 зданий; · Центральный — 5959; · Комсомольский — 2768. Распределение жилых домов по этажности: · 1-, 2-этажных строений − 7378; · 3—, 4-этажные строения — 491; · 5-этажные — 656; · 6-, 9-, 10-этажные — 708; · 12 и более этажей — 259. Высотные здания по районам распределяются неравномерно: так в Центральном районе средняя высота здания — 4, а в Автозаводском — 10 этажей. Весь жилищный фонд Автозаводского района (53,9 % от всей площади) имеет 100 % показатели по всем видам благоустройства (за исключением лифтов в малоэтажных домах). По оценке Российской гильдии риэлторов на 31 мая 2010 года средняя цена предложения на рынке недвижимости Тольятти составляла 26 293 руб./м², что является пятнадцатым по величине показателем среди крупных городов России. Здравоохранение
По состоянию на 1 апреля 2009 года в городе функционирует 11 лечебно-профилактических учреждений стационарного типа и 18 ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа. Обеспеченность населения больничными койками составляет 76,3 коек на 10 000 населения. Ведущие клиники города: · Городская клиническая больница № 1, · Городская клиническая больница № 5. Лесные массивы, разделяющие районы города, активно используются в качестве рекреационной зоны. Как следствие, прямо в географическом центре города расположено 6 санаториев (в том числе одна из старейших кумысолечебниц страны „Лесное") и множество детских лагерей отдыха. По данным статистических отчётов общая заболеваемость детей в Тольятти в два раза выше средней по России и в 1,5 раза выше средней для Самарской области. Заболеваемость взрослых на 80 % выше общероссийской и на 60 % областной. Налицо аномально высокая заболеваемость населения города. Так новообразования у детей города встречаются в 3,8 раза, а у взрослых в 4,3 раза чаще, чем в России. Болезни крови встречаются в 1,5-2 раза выше среднероссийских и среднеобластных значений. Болезни, связанные с нарушением питания, эндокринными органами и т. п. у детей в Автозаводском районе в 6,4 раза выше среднероссийского уровня, в то время как на остальной территории не превышают общероссийских цифр. С другими диагнозами также присутствует довольно большое различие уровней заболеваемости по районам города и Ставропольскому району, однако исследований, позволяющих объяснить подобные различия не проводилось. По официальным данным самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, на 1 июня 2010 года в Тольятти насчитывается 15 461 ВИЧ-инфицированных[99] (примерно 2,1 % населения), таким образом, Тольятти — один из самых поражённых городов России (1,04 % — уровень заражённости по Самарской области, 0,256 % — уровень зараженности по России). Ежемесячно в городе регистрируется от 70 до 100 новых случаев ВИЧ-инфекции. 53,5 % ВИЧ-инфицированных — это люди в возрасте 18 — 29 лет. За всё время наблюдений от СПИД в городе умерло 460 человек. Спорт
Основная статья: Спорт в Тольятти Тольятти обладает развитой спортивной инфраструктурой, а спортсмены и клубы города известны далеко за его пределами. Крупнейшие спортивные объекты города: · Дворец спорта „Волгарь", · стадион „Торпедо", · спортивные комплексы „Кристалл", „Олимп", „Акробат", · плавательные бассейны „Дельфин", „Старт", „Олимп", · теннисный комплекс „Тольятти-теннис-центр", · спидвейный трек „Строитель", · яхт-клуб „Химик". Среди спортивных клубов можно выделить: · Хоккейная команда „Лада" — многократный призёр чемпионата России по хоккею с шайбой, обладатель ряда престижных общеевропейских наград. · Женская футбольная команда «Лада» — неоднократный чемпион России, победитель Кубка Италии-2005; · Спидвейный клуб „Мега-Лада" — двенадцатикратный чемпион России. Четырёхкратный обладатель Кубка европейских чемпионов по спидвею. · Женская гандбольная команда „Лада" — пятикратный победитель чемпионата России, обладатель кубка России-2006, победитель Кубка обладателей кубков европейских стран-2002, серебряный призёр Лиги чемпионов-2007. Игроки „Лады", выступая за сборную России, становились чемпионами мира (2001, 2005); · Футбольный клуб „Лада" — участник чемпионата страны (второй дивизион), хорошо зарекомендовал себя в кубковых матчах. В 2003 году ФК „Лада" играл в полуфинале Кубка России по футболу, победив последовательно трёх представителей Премьер-лиги. В 90-х годах клуб выступал в Высшей лиге. Прекратил существование в 2010 году из-за проблем с финансированием. На международных соревнованиях спортсмены Тольятти выступают в таких дисциплинах как хоккей, спидвей, карате, спортивная гимнастика, бокс и парусный спорт. Самым знаменитым из тольяттинских спортсменов является гимнаст Алексей Немов — четырёхкратный Олимпийский чемпион, кавалер ордена Мужества и ордена „За заслуги перед Отечеством". Самым титулованным спортсменом города по боевым единоборствам является Александр Герунов — неоднократный чемпион мира и России по карате во всех его видах: личные, командные, видовые и асболютные первенства. Заслуженный тренер СССР и России Виталий Гройсман подготовил 29 чемпионов Мира и Европы по акробатике и прыжкам на батуте. Тольятти — крупный центр спортивных автомобильных состязаний: по ралли, кольцевым гонкам, автокроссу, багги. Ежегодно в городе проводится автомобильная гонка „Серебряная ладья", проводимая традиционно в последнее воскресенье сентября на автодроме корпуса вспомогательных цехов ОАО „АВТОВАЗ" спортивно-техническим клубом „Лада", приуроченная к празднованию Дня машиностроителя, а также этапы чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам. Тольяттинский мотогонщик Эмиль Сайфутдинов в сентябре 2007 года впервые стал чемпионом мира по спидвею среди юниоров в личном зачёте, а в октябре 2008 года повторил своё достижение. В Тольятти развит спортивный туризм. Спортивные соревнования проводятся на ежегодных туристических фестивалях: Захаровском слёте и Грушинском фестивале. Более 40 лет проводится „Жигулёвская кругосветка" — спуск на ялах вокруг Самарской Луки. Раз в пять лет в Тольятти проводится „Молодецкое кольцо" — традиционное спортивное соревнование в формате квадратлона. Из-за значительного сокращения финансирования после смены руководства на ОАО „АВТОВАЗ" многие спортивные клубы оказались в бедственном положении, были вынуждены расстаться с ведущими игроками, сменили лиги выступления на более низшие. Образование
У жителей Тольятти достаточно высокий уровень образования. В 1989 г. среди занятого населения на 1000 человек приходилось лиц с высшим, незаконченным высшим и специальным средним образованием ср

Категория: Презентация | Добавил: Михайловская (11/Марта/2011) | Автор: Мария E Просмотров: 3504

Комментарии 0

Похожие материалы

Подписка: 1 Код *:

ГАРМОНИЯ ОН-ЛАЙН
Реклама