/ Библиотека (файлотека) / Презентация / Этнографическое описание башкир

Этнографическое описание башкир

Башкиры, башкор, башкорттар (самоназвание) -  титульная нация Республики Башкортостан , говорящая на башкирском языке западнотюрской подгруппы тюрской группы алтайской языковой семьи. В башкирском языке выделяют южный (юрматынский) и восточный (куваканский) диалект, легший в основу литературного языка, а также северо-западную группу говоров.
Этногенез
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племен и культур. По этногенезу башкир встречается три основных гипотезы происхождения башкирского народа:
- тюркская
-угорская
-промежуточная
Тюркская теория. Суть теории состоит в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена. Основу этой теории заложили персидские и среднеазиатские авторы, такие как Ахмед ибн Фадлак, ал-Масуди, Шариф Идриси, Рашид ад-Дин, Махмуд Кашгари. Авторы пишут о башкирах как о тюрках.
Угорская теория. Суть теории в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формаривания башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племен. Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней, сохранявшие память друг одруге после переселения венгров в Паннонию. В Европе башкир считали родственниками венграм еще в 8 веке. Путешественники Юлиан Плано Карпини и Гийом де Рубрук писали о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир "Великая Венгрия". В европейской научной литературе угорская теория была описана первой В.Н Татищевым, Н.М. Карамзиным. В первом томе "Истории Государства Российского" написано, что  "в начале язык у них (башкир) был венгерский. потом они отюречились". в настоящее время угорская теория происхождения башкир большинсвом ученых считается устаревшей.
Промежуточная теория. Согласно Р.З. Янгузину промежуточная теория  начинает складываться в начале 19 века. Суть этой теории состоит в том, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена.
впервые мысль о равноправном вкладе угорских и тюркских предков в происхождении башкир высказал А. Шлецер. аналогичные утверждения высказывали К. Край, А. Вамбери. Среди российских ученных поддерживали теорию Н. Аристов, А. Дмитриев, С.А. Токарев. А.Плюшар о происхождении башкир писал:" по физическим чертам башкиры составляют нечто среднее между финном и турком и можно заключить с некоторой достоверностью, что они могли произойти от смешения финских и турецких, которые обитали здесь в начале нашей эры". А.Кастрен считал, что "башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться".
География расселения
Помимо собственно Республики Башкортостан,башкиры также живут во многих субъектах Российской Федерации: в Челябинской (166 372 чел), Оренбургской (52 685 чел) , Курганской ( 15 343 чел), Свердловской (37 296 чел) , Тюменской (46 575 чел) , Самарской и Саратовской областях, в Пермском (40 740 чел) крае, в республике Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Говорят на башкирском и русском языке. Пермские и свердловские башкиры, а также башкиры Татарстана и северо-запада Башкортостана являются татароязычным населением и говорят на северо-западном диалекте башкирского языка, близком к татарском языку.
В России Численность населения башкир составила 1 673 389 (перепись 2002 года).
Демографическая ситуация
Анализ темпов воспроизводства населения, а именно, тенденции сижения рождаемости и смертности, демонстрирует, что башкиры с угрожающей быстротой приближаются к модели воспроизводства, которая присуща большинству западноевропейских и восточноевропейских народов. При рождаемости почти как у европейцев, смертность у башкир сопоставима с показателями отсталых африканских народов. башкиры испытали  на себе далеко не самые верные векторы развития семейно-брачных отношений. Все более нарастают тенденции к демографическому старению населения. Уже перепись 2002 года показала, людей старше 50 лет больше, чем детей и подростков.в то же время , в отличие от европейских народов, у башкир смертность не только остается на довольно высоком уровне, но и продолжает расти. Низкая средняя продолжительность жизни , особенно мужского населения.Высокий уровень самоубийств.
Религия

По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Дёмы, Таныпа».Заки Валиди приводил сообщение арабского географа  Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии Например, в башкирском Зауралье, на горе Аушташ в окрестностях деревни  Старобайрамгулово (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые 7 веком.Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.

Традиции о обычаи

Башкирский свадебный обряд состоит из нескольких этапов: переговоры о вступлении в брак и о его условиях (выбор невесты, сватовство, сговор);собственно свадьба, сопровождающаяся обрядом бракосочетания (никах); послесвадебные церемонии.Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак у сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец шел к будущему тестю сам или отправлял сватов (коза) для ведения переговоров. При согласии отца невесты начинались переговоры о калыме.Важное значение для понимания природы брака у башкир имеют понятия «калым» (калым, калын) и «приданое» (бирнэ). Калым или калын в этнографической литературе обычно трактуется как плата за невесту. Вместе с тем существует мнение, что калым представлял собой компенсацию расходов на проведение свадьбы и обеспечение невесты предметами домашнего обихода. В XIX-XX вв. в понятие «калым» включали, кроме собственно калыма, скот и продукты для свадебного угощения — туйлык и махр.По нашему мнению, калым — это плата за девушку. Значительную её часть составлял скот, при этом оговаривалось поголовье каждого вида домашнего скота: лошадей (йылкы малы), коров (hыйыр малы), мелкого рогатого скота (вак мал). Калым включал также одежду для невесты (нарядные платье и кафтан, чекмень, шаль, обувь) или материал для одежды и украшения. Обязательным предметом в калыме являлась шуба, обычно из лисьего меха, для матери невесты; она воспринималась как "плата за материнское молоко" (hem хакы). Часть калыма (в первую очередь, одежда и украшения) привозилась до свадьбы, оставшаяся выплачивалась постепенно (в течение нескольких лет, если калым достигал значительных размеров). Это не являлось препятствием для заключения брака, но молодой муж получал право перевезти к себе жену лишь после полной выплаты калыма. К тому времени у них уже могли быть дети. Отсюда можно сделать вывод, что калым являлся компенсацией за переход женщины в род (семью) мужа, но никак не главным условием вступления в брак.

Родильные обряды.

Известие о беременности принималось с радостью. Будущая мать продолжала вести обычный образ жизни и выполняла каждодневную работу (лишь в состоятельных семьях женщины освобождались от участия в сенокосе, рубке дров и другой тяжёлой работе). Беременную женщину окружали особой заботой: старались выполнять все её желания в еде, оберегали от нервно-психических переживаний и т. д. По поверьям, только любование красивыми вещами благотворно влияло на будущего ребёнка, поэтому беременная не должна была смотреть на уродов, безобразные предметы; ей запрещалось обижать животных, участвовать в похоронах.

Во время родов входить в дом запрещалось, только в исключительных случаях  допускали мужа.
Новорождённый сразу же должен был подать голос, как бы подтверждая тем самым, что в него вселилась душа. Если он долго молчал, повитуха стучала в поднос, гремела железками, произносила имя его отца.
Сообщивший отцу весть о рождении ребёнка получал от него подарок. Рождение ребёнка было большим событием для всего аула. В первое время, чтобы роженица не подорвала своё здоровье, ей помогали по хозяйству. Навестить роженицу считалось священным долгом родственниц и соседок. Женщины приходили с поздравлениями, обязательно принося с собой гостинцы: масло, хлеб, сахар, чай и др. Кроме того, если рождался мальчик, дарили кисеты или лоскуты материи, если девочка, — нагрудные повязки. Новорождённому говорили благопожелания: "Пусть будет счастливым"; "Поздравляем вас с ребёнком, пусть он будет опорой отцу и матери". Наиболее опасными для ребёнка и матери считались первые 40 дней. В прошлом верили, что именно в этот период душа окончательно вселялась в младенца, но вокруг собирались злые силы, ждущие удобного момента, чтобы причинить вред. Не случайно в некоторых районах, отмечая благополучное окончание сорокадневного периода, женщины собирались на чаепитие. Так, пермские башкиры, когда девочке исполнялось 40 дней, начинали готовить ей приданое, считая, что опасность смерти миновала.
Национальный костюм

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в 19 веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги.В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы или нашивали дветри узкие цветные ленты. У южных башкирок такие полоски служили зачастую единственным украшением платья. У северовосточных (приуральских), у челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы. В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин – платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.
 Национальные занятия и ремесла

Основным занятием башкир  в прошлом было полукочевое скотоводство. Были распространены охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремесел -ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи, обработка дерева. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах  и была слабо распространена. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний.

Жилище и быт
 В 17-19 веках башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни. среди восточных башкир частично еще сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку были отмечены в 20-х годах 20 века. Типы жилища у башкир разнообразные, преобладают срубные, плетневые и саманные постройки.
       








Категория: Презентация | Добавил: samokish (18/Октября/2011) | Автор: Самокиш Мария Андреевна E Просмотров: 3170

Комментарии 0

Похожие материалы

Подписка: 1 Код *:

Наш опрос
Вы уже живете в жилом районе Гармония?
Всего ответов: 33
В разработке
В РАЗРАБОТКЕ