/ Библиотека (файлотека) / Презентация / Этногеографическое описание чувашей

Этногеографическое описание чувашей

ЧУВАШИ – тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия).

                                          Этногенез

Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири. Булгары родом из Средней Азии. Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

  • Булгарская.
  • Суварская.
  • Промежуточная.

Предки верховых Чувашей (вирьял) - тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII веках из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. К середине XVIII века Чуваши в основном были обращены в христианство. Часть Чувашей, проживавшая вне Чувашии, приняв ислам, отатарилась. В 1917 году Чуваши получили автономию: АО с 1920 года, АССР с 1925 года, Чувашская ССР с 1990 года, Чувашская республика с 1992 года.

                                    

                                  Расселение

В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации.Ниже представлены регионы России, расположенные по убыванию численности проживающего в них чувашского населения:


 

Регион

Общая численность чувашей

% от населения

Чувашия

889 455

67,7

Татарстан

126532

3,3

Башкортостан

117317

2,86

Самарская область

101358

6,2

Ульяновская область

111300

6,8

Красноярский край

16859

0,57

Оренбургская область

17211

0,67

Московская область

12500


Кемеровская область

15480

0,55

Нижегородская область

11364


Марий Эл

7418


Санкт-Петербург

6007


Волгоградская область

8439


       Динамика и численность населения в городской и сельской местности

Население Чувашской Республики на 1 января 2005 года составило 1299,3 тыс. человек, из которых  791,2 тыс. - горожане,  508,1 тыс.- сельские жители. За последние два года число жителей республики так же сократилось как и по всей стране. Городское население за этот время уменьшилось на 5тыс. человек, а сельское- на 7400  человек. Доля  городского населения в Чувашии ниже, а доля сельского выше, чем по Российской Федерации на 12,1%. Изменение числен­ности обусловлены следующими основными факторами - естественная убыль населения (ре­гистрируемой с 1992 г.), которая не компенсировалась мигра­ционным приростом.

                                          

                       Демографическая ситуация

Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составляла 1250,5 тыс. человек, в том числе городского населения – 737,0 тыс. человек (58,9%), сельского – 513,5 тыс. человек (41,1%). За 2010 год численность населения республики уменьшилась на 2,8 тыс. человек, или на 0,2%. В городах Чебоксары и Новочебоксарск проживает 80% городского населения республики и 47% от общей численности населения республики.

Плотность населения Чувашии 68,4 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России.

Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса работающих в возрастных группах от 25 до 29 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39,5 года.

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область, Ульяновская область.

 

                                       Религия

Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Чуваши почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов — «хозяина дома» (хертсурт) и «хозяина двора» (карта-пуcе). Каждая семья хранила домашние фетиши — куколки, прутики и пр. Среди злых духов чуваши особенно опасались и чтили киреметя (культ которого сохраняется поныне). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба — моления духу-хранителю овина и др. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой — посиделки. Сохраняются основные элементы традиционной свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, её увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и др.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки — на стояке или донце прялки, кормление младенца, ныне — смазывание языка и губ мёдом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага и др.) и похоронно-поминальной обрядности.

 

                                     Культура и традиции чувашей

Чуваши – тюркоязычный народ. В их языке наличествуют два диалекта: виръял – у «верховых» и анатри – у «низовых» чувашей.
Чуваши, как правило, люди дружелюбные и терпимые. Еще в старину в чувашских селах говорили: «Хлеба у Бога каждый просит на своем языке. Почему же вера не может быть разной?» Чуваши-язычники терпимо относились к крещеным. Принимая в свою семью крещеную невесту, они позволяли ей по-прежнему соблюдать православные обычаи.
Чувашская языческая религия разрешает все, кроме греха. Если у христиан грех можно замолить, у чувашей – нет. Значит, и не надо его совершать.
Для чувашей очень многое значат родственные связи.
Родственников зовут на любое торжество. В гостевых песнях пели: «Нет никого лучше наших родственников».
Свадебные церемониалы у чувашей жестко регламентированы. Случайный человек попасть сюда не может – только приглашенные и только родственники.
Важность родовых связей отразилась и в погребальных обычаях. За поминальный стол приглашают не менее 41 человека. Накрывают богатый стол и специально по этому поводу режут барашка или корову.
Наиболее обидным сравнением у чувашей считается слово «мескен». Однозначного перевода на русский язык не существует. Смысловой ряд получается довольно длинным: робкий, жалкий, покорный, горемычный, убогий...
Важным элементом чувашской культуры является национальная одежда. Каждая чувашская женщина непременно мечтает иметь «хушпу» — головной убор замужней женщины с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья» — шлемовидная шапочка с наушниками и подвесками, сплошь покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «асран кайми» начинается со слов: «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях. 
Так что другим народам есть чему поучиться у чувашей.


Категория: Презентация | Добавил: Evgeniya (28/Октября/2011) E Просмотров: 2678

Комментарии 0

Похожие материалы

Подписка: 1 Код *:

Наш опрос
Вы уже живете в жилом районе Гармония?
Всего ответов: 33
В разработке
В РАЗРАБОТКЕ