Главное меню
Исследование социально-экономических процессов приграничных регионов
СКАЧАТЬ

г. Ставрополь, СГУ

Коржов Илья Юрьевич

В Российской Федерации из 89 субъектов  49 относятся к приграничным. После распада СССР 24 субъекта России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта приобрели дополнительные границы со статусом государственных. В связи с изменением их политического статуса открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий «нового приграничья» России. Приграничные регионы по ряду показателей значительно уступают таким же показателям регионов, расположенных в центре России. У 34 из них доля населения с доходами ниже прожиточного минимума больше, чем в среднем по России, у 43 объем регионального валового продукта на душу населения ниже среднего по стране уровня, для большинства регионов характерна относительно низкая, втянутость во внешнюю торговлю. [1]

Формирование правового государства,  развитие рыночных отношений порождает новые формы взаимоотношений субъектов РФ с приграничными территориями других стран. Исследование реальных условий, объективных предпосылок, форм и методов взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан на межрегиональном уровне тем более актуально, что географические, исторические, этнокультурные, политические и технико-экономические факторы двух стран указывают на необходимость их сотрудничества. Развитие приграничных и межрегиональных связей отвечает долговременным политическим и экономическим интересам России и Казахстана. Как отмечали С. Артоболевский и Ж. Зайочковская,   наличие фундаментальных подходов к раскрытию отдельных аспектов тематики  сочетается с отсутствием комплексного системного исследования теоретических представлений об особенностях социально-экономического развития приграничных регионов. [2]

Российско-казахстанский рубеж можно считать особым случаем, ибо его роль на протяжении истории менялась от линии военных укреплений (в контексте отношений между Российской империей и казахами) и упорядочивающей (советский период) до конституирующей предeлы государственного суверенитета в период постсоветский. Процесс превращения границы из внутреннего раздeлителя между административными единицами одного и того же государства в реальный барьер протекает довольно болезненно. Однако периферийность положения приграничных районов побуждает значительную часть их населения смотреть на сопредельные территории как на самого перспективного партнера по разноплановому взаимодействию, включая торговую (сказывается разница цен на различные категории товаров), предложение услуг в качестве рабочей силы, родственные и культурные связи. Отсюда возникновение проблем в миграционных вопросах.

Проблемами  приграничной миграции населения Казахстана занималось и занимается большое число исследователей. Динамика численности населения, воспроизводство населения, миграции, половозрастной, национальный состав населения, сравнительный анализ динамики численности населения по экономическим районам дается в работах Н.В. Алексеенко, А.Н. Алексеенко, Ж.А. Зайончковской, М.Х. Асылбекова, А.Б. Галиева, С.Ю. Садовской.

Именно поэтому актуальной становятся методология, теория и инструментальные возможности социологической науки.

Хотя граница между Россией и Казахстаном иногда называется формальной или даже «несуществующей», упорядочивающую роль играет уже сам факт ее нaличия как некоей символической линии, определяющей место конца суверенитета одного и начало другого государства, территории, при въезде на которую гражданин должен пройти определенные пpoцедypу и подчиниться определенным правилам, чтобы не подвергнуться административным или уголовным санкциям. Популярная ныне идея создания единого с Казахстаном пограничного пространства требует решения многих серьезных проблем, начиная выравниванием экономического развития приграничных регионов и выработкой механизмов, позволявших бы эффективно регулировать трудовую и торговую миграцию, кончая укреплением внешних границ данного пространства и достижением качественного пpoрыва на пути оптимизации обшей таможенной политики по отношению к третьим странам. В этом случае потребовалось бы устанoвлeниe или укрепление новой «оси» (например, общей внешней границы), функционирование которой эффективно обеспечило бы и российские, и казахстанские интересы. Разумеется, во многих отношениях границу можно считать объективной категорией. Ибо она разделяет два реально сушествyющих государства со взаимно пpизнаваемыми (особенно после завершения в 2005г. процесса делимитации) территориальными рамками.

Особенности инфраструктуры и экономического развития оказывают серьезное влияние на происходящие в приграничье демографические процессы. Количество населения приграничных областей с Казахстаном относительно всего населения России растет. Это объясняется тем, что мигранты из РК оседают в приграничной зоне, оставляя себе возможность в любой момент вернуться обратно и иметь связь с родственниками (смотри рис.1).

Рис.1 Составлен по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Этнический состав населения приграничных территорий Республики Казахстан  достаточно сложен. Согласно статистической информации, в 7 из 12 приграничных регионов титульная этническая группа заметно преобладает по численности, лишь в трех северных регионах - Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях самой многочисленной этнической группой являются не казахи, а русские.

Многие политические, этнические и другие проблемы, на приграничных территориях имеют под собой социально-экономическую подоплеку. Основная часть  экономического потенциала Республики Казахстан  находится в западных и особенно сeверных регионах, которые граничат с Россией.

В приграничной зоне действуют более 300 совместных предприятий с РФ, среди которых такие крупные межгосударственные объединения, как «Казросгаз», «Казросхром», «Казросмедь», «Коксохим». В 2003г. один из мировых лидеров по добыче-меди - казахстанское ОАО «Корпорация "Казахмыс"» подписало с российским ЗЛО «Кыштымский медеэлектролитный завод» (г. Кыштым, Челябинская область) соглашение о создании на паритетных началах совместного предприятия 3АО «Росмедь» для российской стороны создание последнего позволило решить проблему нехватки сырья, для казахстанской - получить прямой выход на растущий российский рынок.

На российские предприятия приграничных регионов поступают для переработки  полезные ископаемые. Сырье с уникальных месторождений черных и цветных (марганца, титана, свинца, хрома и т.д.) металлов (например, железная руда, добываемая в г. Рудном Кустанайской области) поставляется на Магнитогорский металлургический комбинат. Часть готовой металлопродукции возвращается в Казахстан. Подобная схема действует и при поставках угля, используемого в России для нужд не только тяжелой промышленности, но и энергетики; это дает Казахстану (как в случае с расположенной в Челябинской области Новотроицкой ГРЭС) встречные поставки электроэнергии.

Можно привести и множество других примеров тесной взаимозависимости. В своем большинстве они: относятся к уральской и сибирской зонам приграничья.

Казахстан стабильно занимает первое место во внешнеторговом обороте 4 из 11 пpигpaничных субъектов РФ (Алтайского края, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей), причем Челябинская и Оренбургская области прочно занимают первые два места в качестве российских региональных партнеров РК. В структуре внешнеторгового оборота пpигpaничныx регионов РФ прослеживаются общие закономерности, в экспорте преобладает готовая продукция машиностроительной и металлообрабатывающей, метaлypгической, нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, в импорте - минеральное сырье, продукция химической промышленности и сельского хозяйства.

В  целом, росссийско-казахстанское пограничье обладает огромными природными, коммуникациоными, экономическими, социальными и культурньми ресурсами, тесно взаимосвязанными между собой . Однако значимость границы и пограничья не исчерпывается объективными характеристиками, во многом определяясь особенностями субъективного восприятия смысла и значения феномена. Проблемы российско-казахстанской приграничнья ждут своего решения преимущественно на центральном уровне.

 

Литература:

[1]. Голунов С.В. «Российско-Казахстанская граница: Проблемы безопасности и международного сотрудничества» монография/ ВолГУ; Центр региональных и трансграничных исследований; науч. Ред. Л.Б. Вардомский.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005-422с

[2]. Миграционная ситуация в регионах России. Вып. 1: Приволжский федеральный округ. Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайочковской. М., 2004. 121 с.





Похожие материалы

Будьте первым, поделитесь мнением о публикации.
avatar