Жилой район Гармония
Михайловск - история

Жизнь и быт казаков станицы Михайловской

Жизнь и быт казаков станицы Михайловской

Михайловская станица уже была большая, многолюдная и являлась административным центром казачьего полка. Здесь жили атаманы, писарь, казначей и судья Камынин Н… . В центре станицы на базарной площади в 5000 квадратных саженей стояла церковь. Через базарную площадь проходила грунтовая дорога из крепости Ставропольской в крепость Донскую и называлась трактом, в народе «шляхом».
Большие улицы шли в направлении с запада на восток. Хаты построены из самана и дерева, крыты соломой, камышом, железом – редко, а с 1870 года – черепицей. Они строились из двух комнат: горницы и жилой, отапливаемой комнаты, между ними сени. Стены комнат украшались фотографиями, был святой угол для икон и лампады, служившей в праздничные религиозные дни освещением. У святого угла стоял стол с лавками для сидения. В жилой комнате при входе стояла русская печь. Во дворе стояли сараи для скота, амбар для хранения зерна. У богатых во дворе были хаты-кухни. В них в тёплое время года спали работники по найму, а зимой — телята да поросята отогревались. Дворы огораживались каменно стеной или жердями, а огороды – канавой. Пищу готовили в русских печах, летом во дворе на таганке или плите, сложенной из камней.
* * * * *
Семья и семейство. Казачьи семьи были большими: старики-родители, сыновья с жёнами, незамужние дочери, внуки. Например, Нестор Лагодин имел 20 душ, Степан Мишустин – 13 душ, Григорий Комаревцев – 12 душ, Денис Нартов – 12 душ, Андрей Конев – 16 душ, Исай Москвитин – 10 душ и т. д.
В станице было у Нартовых 20 семей, у Солгаловых – 14 семей, у Переверьзевых – 10 семей, у Слащёвых – 11 семей.
Главой семьи был дедушка-отец. Все слушались его. Старый знает казачьи обычаи и порядки, учит, наставляет детей хлеборобному делу. Молодые на полях работают, а старик-отец дома. Телеги, сани, хомуты и всю упряжь приводит в порядок, а также конюшни, сараи, амбары – везде наведёт порядок.
Старик-отец распоряжался хлебом так: часть на посев оставлял, часть на еду и продажу. Продаёт хлеб и покупает для семьи кому что надо, а также для хозяйства. А в хате хозяйничает старуха-мать, умная, много опытная трудяга. Много слёз от горя пролила на своём веку, да радостей было мало. Она хранит добрые казачьи традиции, всегда в работе: то вяжет, то зыбку качает, за внуками смотрит, за невестками следит, как они работают, в деле им поможет, научит без ругани. За это её невестки уважали и слушались. Утром в семье распорядок даст, кому варить еду, кому коров доить, кому в поле идти работать, а кому бельё стирать.
Для всех женщин в доме был неукоснительный распорядок.
Летом казаки работали от восхода до захода солнца, а зимой по петушиному пению поднимались до рассвета. В зимние долгие вечера женщины пряли волокно из льна и конопли, а также шерсть. Вязали из шерсти чулки, перчатки, платки; на самодельном ткацком станке ткали полотно по 33 аршина длиной. Спокойно за работой вели житейские разговоры, пели задушевные песни:
Скакал казак через долину,
Через Кавказские края.
Скакал он садиком зелёным
Кольцо блестело на руке.
Или
Едет казак из дальнего края,
Едет казак молодой
Гей, сторонка сердцу родная,
Степи простор золотой.
Гей, гей, гей, гей
Степи простор золотой.
Мужики начинают рассказывать интересные сказки, разные байки, и все укладываются спать на печи, на кроватях, на лавках и на полу, постелив соломы. Укрывались овчинными шубами, одеялами и спокойно засыпали.
* * * * *
Своих детей казаки приучали к труду сызмальства. Гонять коней на водопой, за скотом ходить, за дровами в Русский лес ездить, на пахоте быть, а также на хлебоуборке; в садах, в огородах помогать взрослым урожай собирать. Были игры редкой забавой – казанки, чиж и другие. Девочки больше нянчили младших детей. Дети любили свою станицу, сад и огород, лес, поля и животных.
Учёба детей в то время была не многолетняя. Научился читать, писать – и хорошо. Летом школа пустела. Осенью на станичном сходе учитель напоминает казакам о школе, что пришла пора детей в школу посылать.
- Да мы-то не прочь мальчишек посылать. Им служить, а девчонкам зачем грамота? – отвечали мужики.
День отдыха начинался с банного дня – субботы. Парная баня в станице была своего рода лечебницей для людей. Обнажившись в парной бане, люди хлопали себя дубовыми вениками для пользы тела и уничтожения горячим паром вшей в одежде, которых у нерадивых заводилось много. После бани люди ощущали необыкновенную лёгкость, затем шли в церковь на богослужение.
Вечер, луна светит. До сна ли тут молодёжи? Девки, ребята под гармонь веселятся. У девок косы до пояса, любо посмотреть. Ребята в рубашках под пряжку, на головах казачьи фуражки сдвинуты на бочок, чтоб на казачий чуб девки заглядывались. Танцевали, песни пели, шутили, смеялись. Затем каждый казак свою девушку до дому провожал. Молодость – время хорошее.
В будние дни работали, в пост не развлекались и не скучали, а тоже работали. Мясоед – пора свадеб.
Сыну 18 стукнуло. Пора жениться. Выбор невесты – это проблема для некровного родства. «Какова мать – такова дочка, -- говорили родители сыну. – С виду невеста твоя ничего, красивая. Да вот мать на улице лясы тачает, дети неухожены. В комнатах грязно. Дочка её что умеет делать? Да ничего. Отец работу делает тяп-ляп, лодырь, поля не ухожены. Как ты будешь жить? Нам другая девка нравится. Она работящая, приветливая, статная и здоровая. А род у неё какой? Отец, мать на работу хваткие. Отец умелец, работяга, умён. Мать – золото. В дом приятно зайти. Дочка – что надо, всему обучена».
Парень соглашается с доводами своих родителей. Посылает сватов толковых, знающих порядок сватовства, честь жениха не уронят, мастера сказать слово. Сосватали. Молодым объявили, что они есть теперь жених и невеста. До свадьбы месяц. Сваты достигли согласия, так называемый «выговор», в пользу невесты…
Свадьба! На конной линейке с поддужными колокольчиками в красивом уборе в церковь везут невесту под венец. А у ворот церкви украшенная разноцветными лентами стоит тачанка жениха с дружками, поджидая невесту. Здесь же собирается свадебный поезд с родственниками и приглашёнными. Все заходят в церковь. Священник совершает ритуальный обряд-венчание.
Из церкви невеста с женихом едут вместе на тачанке в дом жениха, а за ними с гармонией, с песнями и частушками мчится свадебный поезд.
Бывает и так, что жених и невеста не соглашаются с доводами родителей, потому что они любят друг друга. Невесте говорят, что отец жениха лодырь, пьяница и драчун; хата валится, хозяйство плохое, да и жених плохой. В таком случае у молодых решение одно: свадьба бегом, т.е. тайно жених уводит невесту в свой дом. Бушует отец невесты, проклинает жениха и свою дочь, которой грозит убийством. Но проходит время, и наступает в семье спокойствие: родился внук-казак.
И ещё. По преданию старых в станице Михайловской жила-была девочка по имени Дуняша. С подружками гуляла, цветы собирала, венки плела. Пролетело детство. Расцвела дивчина, и к ней пришла любовь.
В праздник, в тихий летний вечер подружки зовут Дуняшу на курган помечтать, посмеяться и песни попеть, милому поклясться в верности своей.
Подошло время и в дом сваты пришли богатые, но не те, которых она ждала. Сосватали Дуняшу вопреки её воле. Под венец шла она весёлая, а дома за столом со слова «горько» загрустила. Вышла Дуня во двор на минутку в вечер звёздный да так и не вернулась к столу.
Искали, все ближайшие колодцы и пруды на речке проверили, а нашли её тело на кургане. С тех пор и назвали станичники этот курган «Дунин».
Теперь нет Дуниного кургана – срыли бульдозером. В память о Дунином кургане назвали власти улицу Курганной.
* * * * *
Торговля в Михайловской станице проходила, можно сказать, почти с её основания. В архивных документах написано: «…В 1790 году вышло купеческое сословие 18 мужчин…». А «купец» в законе России – это предприниматель-торговец. Купцы благотворителями были. В России они награждались медалями и орденами. Им присваивались звания «Почётного гражданина», и они в дворянство зачислялись. На станичных базарах про них пели некрасовские стихи:
У дядюшки Якова
Про вас товару всякого,
Ситцу хорошего,
Нарядно и дёшево!
Ситцы набивные, кашемировые полушалки с узорами, колечки, крестики и серёжки, бусы и ленты красные, белые и голубые. Горшки и миски для щей. Сбруя конная и дёготь для смазки сбруи и колёс. Серпы, остроту которых испытывали на своей бороде, как бритву, а косы подвергались испытанию на годность при ударе кремнем по косе: если искра длинная, то коса – добрая, хорошая. Обувь из кож такую продавали, что вода не проходит.
А на масленицу торговали рыбой, привозимой большей частью с Каспийского моря.
* * * * *
В ходе Кавказской войны пограничная военная линия передвинулась к югу. В верховьях Кубани возникли новые укрепления – казачьи станицы. Ставрополь потерял своё военное значение, а оставшиеся в тылу 12 станиц, в том числе и Михайловская, были обращены в гражданское состояние и включены в состав Ставропольской губернии. Офицеры и казаки этих станиц, желающие остаться в казачьих полках, обязаны были переселиться во вновь устроенные станицы Закубанского края. Но они не поехали. В документах от 30 декабря 1869 года сказано, что «офицеры сих станиц с их семействами, а также вдовы и сироты их, причисляются к дворянству Ставропольской губернии, потомственные дворяне – к потомственному, а личные – к личному; урядники и казаки с их семействами, равно как и вдовы и сироты их, -- в состояние сельских обывателей». С 1 января 1870 года станица Михайловская была переименована в село Михайловское. Но ещё долгие годы в селе Михайловском сохранялись казачьи традиции.

Возрождение
В наше время многомиллионный казачий народ населяет берега Дона и Кубани, Терека, Урала и Нижней Волги, Иртыша и Амура, а также Забайкалье, Уссури и Камчатку.
Казачество стояло и стоять будет за свою свободу, за свои земли, за свою веру. Казаки всегда защищали и будут защищать права обиженных и угнетённых, не навязывая другим народам свои порядки и обычаи. Они верой и правдой служили Родине и своему государству. Царское правительство обращало мужицкие поселения в казачье состояние и награждало их землёй.
С приходом советской власти, за которую многие казаки сложили свои головушки на полях сражений гражданской войны, были незаконно репрессированы, да так, что слово «станица» стиралось, уничтожалось, заменялось другим.
Теперь через 70 лет на законном основании возрождается союз казаков России.
16 февраля 1991 года в 10 часов утра состоялся первый в станице Михайловской (ныне село Шпаковское) большой казачий круг по выборам первого атамана казачьей станицы Михайловской. Молебен служил священник местной церкви Пётр Никитич Меркелов.
Первым атаманом был избран казачий потомок станицы Михайловской Апальков Василий Васильевич, избран, также, атаманский совет и совет стариков.
Казачьему роду – нет преводу!

Источник: Н.Г.Завгородний Неиссякаемая живучесть (записки краеведа) г. Михайловск 2004


Поделиться в:

Добавил: stavgeo Михайловск - история Просмотров: 2317 Дата: 18 Ноября 2018

Всего комментариев: 0
avatar