Все публикации в одной лентне
Раздел:   Гео-Библиотека
Рубрика:   География / Публикации

Современная миграционная ситуация в России. Государственные программы по оптимизации миграций в России.

Современная миграционная ситуация в России. Государственные программы по оптимизации миграций в России.

Произошедшие изменения в социально-экономическом и политическом развитии государств, возникших на постсоветском пространстве, упрощение порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств старого зарубежья. Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции. Ряд соседних с Россией государств негласно поощряют увеличение в её приграничных районах своих диаспор. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, по приглашениям и т.д., затем переходят на нелегальное положение. Возрос и незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого зарубежья.

Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию.

Обострение проблем иммиграции, в т.ч. и нелегальной, во-первых, связано с противоречивостью или отсутствием, адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах, объемов иммиграции (квотирование), пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в российское общество. Во-вторых, проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы со странами нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.

Въезду в страну из слаборазвитых стран в основном неквалифицированных иммигрантов с несвойственной России этнокультурой противостоит другой поток: эмиграция из страны преимущественно в США, Германию и Израиль высококвалифицированного молодого населения, значительную долю среди которого составляет техническая и творческая интеллигенция. В 1992–2002 гг. из России эмигрировало в старое зарубежье около одного млн. (960 тыс.) человек. Помимо демографических и интеллектуальных потерь, это и утечка капиталов.

Наименьшее внимание последние десять лет придается внутренним миграциям и в сфере их исследования и в сфере управления, хотя эти миграции наиболее значимы в геополитическом отношении для России. Если в прошлом население Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока постоянно росло темпами более высокими, чем население страны в целом, то в 90-е годы темпы сокращения численности населения этих четырех экономических районов были выше, чем в целом по России почти в 6 раз. За десятилетие население северных и восточных районов сократилось на 2.5 млн. человек. В 1991–2002 годы только Европейский Север и Северо-восток потеряли в результате миграции без малого один млн. человек. За этой цифрой стоит разрушение демографического и трудового потенциала, создававшегося из многих поколений мигрантов, которые прошли трудную медико-биологическую адаптацию и приобрели опыт работы в экстремальных условиях.

Еще более злободневны миграционные проблемы в приграничных районах, протянувшихся вдоль р. Аргунь, Амур и Уссури. За последние 12 лет миграционная убыль населения в полосе от Забайкальского до Приморского края составила 250 тыс. человек. Выбывающее население замещается иммигрантами из соседних стран.

Менее драматичные, но все же вызывающие определенную озабоченность тенденции наблюдаются в демографической и миграционной ситуациях в регионах, примыкающих к казахстанской границе. В настоящее время Северный Кавказ – наиболее тревожный и болезненный регион России с его многообразием этномиграционных проблем (концентрация беженцев, формирование диаспор из титульных народов соседних государств, вытеснение русских из национальных республик и т.д.).

За 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 203,0 тыс.человек, или на 11,9% по сравнению с предыдущим годом.

Миграционный прирост населения России снизился на 89,4  тыс. человек, или на 36,1%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 88,3 тыс. человек, или на 31,5%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ — на 89,6 тыс. человек, или на 34,2%.

 Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в государства-участники СНГ — на 0,9 тыс. человек, или на 4,3%.

В 2010г. в обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ было отмечено уменьшение миграционного прироста.

В 2010г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 2135 человек (в 2009г. — 4092 человека).

Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,14%.

По данным ФМС России, на 1 января 2011 г. в стране насчитывалось 50,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев.

Более 34% из них (17,3 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 20% (9,9 тыс.) — Грузии, 12% (6,2 тыс.) — Узбекистана, 5% (2,6 тыс.) — Таджикистана.

Почти 10,5 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия-Алания (10,1 тыс.человек), 6,5 тыс. — Республику Ингушетия, 2,5 тыс. — Белгородскую область, от 1,8 тыс. до 1,1 тыс. — Самарскую область, Краснодарский край, Оренбургскую область, Ставропольский и Алтайский края.

Неблагополучие миграционной ситуации во многих регионах, как и углубление депопуляции в России в целом не сводятся лишь к проблемам изменения направлений миграционных потоков, сокращения сальдо внешней миграции, уменьшения численности населения, ухудшения его структуры и т.д. В конечном счете, не столь уж важно, насколько сократится численность населения и в какой части страны оно будет проживать. Значение этих проблем определяется стратегическими последствиями, возможными изменениями структуры населения, тем, насколько страна сможет успешно осуществлять программы социально-экономического развития.

 

Государственные программы по оптимизации миграций.

 

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Основные цели и принципы программы.

Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации.

Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества.

Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

Основными целями разработанной по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

 

Федеральный закон о порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию. 

Общие положения. 

·        Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. 
Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ. 
Выезд гражданина РФ из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ. 

·        Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ. 
Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ. 

·        В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, РФ гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан РФ, пребывающих на территории этого иностранного государства. 
В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан РФ и оказание им покровительства со стороны РФ, Правительство РФ принимает меры по доведению до сведения граждан РФ рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации. 

·        Выезд из РФ и въезд в РФ граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом. 
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ (далее - российская виза), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

·        В случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Данное положение не распространяется на иностранных граждан - сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

 

Основные положения.

Ø Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Ø Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Ø Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Ø В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.


Поделиться в:

Добавил: viks Дата: 25 Октября 2011,05:29 Раздел: Гео-Библиотека Категория: География / Публикации Просмотров: 5822 Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar