Раздел: Гео-Библиотека
Рубрика: География / Публикации
Современная миграционная ситуация в России. Государственные программы по оптимизации миграций в России.
Произошедшие изменения в социально-экономическом и политическом
развитии государств, возникших на постсоветском пространстве, упрощение порядка
въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому
увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. Основная масса
иммигрантов прибывает в Россию из государств старого зарубежья. Отсутствие
эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из
России не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции.
Ряд соседних с Россией государств негласно поощряют увеличение в её
приграничных районах своих диаспор. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов,
по приглашениям и т.д., затем переходят на нелегальное положение. Возрос и
незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в
качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого
зарубежья. Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на
экономическую ситуацию в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты
преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры,
уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и
заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую
ситуацию. Обострение проблем иммиграции, в т.ч. и нелегальной, во-первых,
связано с противоречивостью или отсутствием, адекватной российским реалиям
правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах,
объемов иммиграции (квотирование), пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в
российское общество. Во-вторых, проникновение иностранцев на территорию России
облегчается тем, что значительная часть государственной границы со странами
нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в
рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией. Въезду в страну из слаборазвитых стран в основном неквалифицированных
иммигрантов с несвойственной России этнокультурой противостоит другой поток:
эмиграция из страны преимущественно в США, Германию и Израиль
высококвалифицированного молодого населения, значительную долю среди которого
составляет техническая и творческая интеллигенция. В 1992–2002 гг. из России
эмигрировало в старое зарубежье около одного млн. (960 тыс.) человек. Помимо
демографических и интеллектуальных потерь, это и утечка капиталов. Наименьшее внимание последние десять лет придается внутренним миграциям
и в сфере их исследования и в сфере управления, хотя эти миграции наиболее
значимы в геополитическом отношении для России. Если в прошлом население
Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока постоянно росло темпами более
высокими, чем население страны в целом, то в 90-е годы темпы сокращения
численности населения этих четырех экономических районов были выше, чем в целом
по России почти в 6 раз. За десятилетие население северных и восточных районов сократилось
на 2.5 млн. человек. В 1991–2002 годы только Европейский Север и Северо-восток
потеряли в результате миграции без малого один млн. человек. За этой цифрой
стоит разрушение демографического и трудового потенциала, создававшегося из
многих поколений мигрантов, которые прошли трудную медико-биологическую
адаптацию и приобрели опыт работы в экстремальных условиях. Еще более злободневны миграционные проблемы в приграничных
районах, протянувшихся вдоль р. Аргунь, Амур и Уссури. За последние 12 лет
миграционная убыль населения в полосе от Забайкальского до Приморского края
составила 250 тыс. человек. Выбывающее население замещается иммигрантами из
соседних стран. Менее драматичные, но все же вызывающие определенную озабоченность
тенденции наблюдаются в демографической и миграционной ситуациях в регионах,
примыкающих к казахстанской границе. В настоящее время Северный Кавказ –
наиболее тревожный и болезненный регион России с его многообразием
этномиграционных проблем (концентрация беженцев, формирование диаспор из
титульных народов соседних государств, вытеснение русских из национальных
республик и т.д.). За 2010г. число
мигрантов внутри России увеличилось на 203,0 тыс.человек, или на 11,9% по
сравнению с предыдущим годом. Миграционный
прирост населения России снизился на 89,4
тыс. человек, или на 36,1%, что произошло в результате уменьшившегося
числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию
(на 88,3 тыс. человек, или на 31,5%), в том числе за счет иммигрантов из
государств-участников СНГ — на 89,6 тыс. человек, или на 34,2%. Наряду с этим отмечено увеличение числа
выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в
государства-участники СНГ — на 0,9 тыс. человек, или на 4,3%. В 2010г. в
обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ было отмечено
уменьшение миграционного прироста. В 2010г. в
территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца
получили 2135 человек (в 2009г. — 4092 человека). Удельный вес
зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за
пределов Российской Федерации составил 0,14%. По данным ФМС
России, на 1 января 2011 г. в стране насчитывалось 50,3 тыс. вынужденных
переселенцев и беженцев. Более 34% из них
(17,3 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 20% (9,9 тыс.) — Грузии, 12%
(6,2 тыс.) — Узбекистана, 5% (2,6 тыс.) — Таджикистана. Почти 10,5
тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной
общественно-политической обстановкой. Процесс
расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее
число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства
Республику Северная Осетия-Алания (10,1 тыс.человек), 6,5 тыс. — Республику
Ингушетия, 2,5 тыс. — Белгородскую область, от 1,8 тыс. до 1,1 тыс. — Самарскую
область, Краснодарский край, Оренбургскую область, Ставропольский и Алтайский
края. Неблагополучие миграционной ситуации во многих регионах, как и
углубление депопуляции в России в целом не сводятся лишь к проблемам изменения
направлений миграционных потоков, сокращения сальдо внешней миграции,
уменьшения численности населения, ухудшения его структуры и т.д. В конечном
счете, не столь уж важно, насколько сократится численность населения и в какой
части страны оно будет проживать. Значение этих проблем определяется
стратегическими последствиями, возможными изменениями структуры населения, тем,
насколько страна сможет успешно осуществлять программы социально-экономического
развития. Государственные
программы по оптимизации миграций. Государственная
программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Основные цели и
принципы программы. Оказание
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений
совершенствования миграционной политики Российской Федерации. Воспитанные в
традициях российской культуры, владеющие русским языком, соотечественники в
наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему
позитивных социальных связей российского сообщества. Государственная
программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что
невозможно без кардинального изменения демографической ситуации,
характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных
для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе
трудоспособного возраста. Основными целями
разработанной по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, являются
стимулирование и организация процесса добровольного переселения
соотечественников в Россию, компенсация естественной убыли населения в стране в
целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное
место жительства в Российскую Федерацию. Федеральный закон о порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию. ·
Гражданин Российской
Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации
иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным
законом. ·
Граждане Российской
Федерации, пребывающие за пределами РФ, находятся под защитой и
покровительством РФ. ·
В случае, если на
территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, РФ гарантирует
принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным
правом мер по обеспечению безопасности граждан РФ, пребывающих на территории
этого иностранного государства. ·
Выезд из РФ и въезд в РФ
граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам,
удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории
РФ. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим
Федеральным законом. ·
В случае, если
иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для
занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только
при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по
миграционной службе, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.
Данное положение не распространяется на иностранных граждан - сотрудников
дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств,
сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Контроль
за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство
является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное
не предусмотрено международным договором Российской Федерации. О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации. Основные
положения. Ø Настоящий
Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в
Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными
гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами
местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой
стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в
Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации
трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Ø Иностранные
граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом. Ø Территориальный
орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних
дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на
временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных
приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения,
органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в
двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии
либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину
разрешения на временное проживание. Ø В течение срока
действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований
иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего
вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока
действия разрешения на временное проживание. Поделиться в: Следующий
Саушкин Юлиан Глебович Предыдущий Вклад в экономическую географию Саушкина Ю. Г. | Добавил: viks Дата: 25 Октября 2011,05:29 Раздел: Гео-Библиотека Категория: География / Публикации Просмотров: 5822 Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |